Адаптация к 1 классу

Первый класс – это одновременно интересное и сложное время, как для родителя, так и для ребенка. Для первоклассника – это новый статус школьника, новый режим дня, новые обязанности, новое окружение. Для родителей – это радость от того,  что ребенок делает шаг во взрослую самостоятельную жизнь, а также – это волнения и сомнения: «готов ли он к школе?», «сможет ли справиться с заданиями?», «какие будут оценки?», «найдет ли себе друзей?», «найдет ли контакт с учителем?». 

Для того, чтобы первокласснику было легко учиться, нравилось ходить в школу и получать знания ему необходима помощь. Сегодня ни для кого не секрет, что ребенка нужно готовить к школе заранее. Многие родители заблаговременно отдают ребенка в школы развития, усердно занимаются дома, учат читать, писать, считать, изучают иностранные языки. Но такой подготовки не всегда достаточно для будущего успеха.  

Готовность ребенка к школе – это уровень развития ребенка необходимый и достаточный для успешного освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
 
Функциональная готовность определяется тем, достиг ли Ваш ребенок физиологической зрелости и каково состояние его здоровья.

Психологическая готовность – уровень развития памяти, внимания, мышления, речи и развитие эмоционально - волевой сферы. 

Личностная готовность – умение общаться, строить отношения со сверстниками, взрослыми; адекватная самооценка и учебная мотивация.

Если состояние данных показателей в норме, то успех в учебе - гарантирован.

К первому классу ребенок должен обладать качествами и способностями, которые помогут ему начать учиться. Одно из главных – произвольность поведения, то есть способность управлять собственными эмоциями, делать не всегда интересную работу, не то, что хочется.  Другое качество – это умение прогнозировать последствия своего поведения, оперировать понятиями «вчера», «сегодня», то есть способность соотнести, что вчерашняя лень может обернуться плохой отметкой, а приложенное усилие – пятеркой и похвалой родителей и учителей.

Важным отличием школьного возраста от дошкольного является то, что ребенка оценивают не по его эмоциональным, поведенческим достижениям, а по достижениям учебным. Он встречается с внешней оценкой – это, пожалуй, основной источник трудностей и дезадаптаций. Раньше ребенка оценивали близкие люди в кругу семьи, а когда он приходит в школу, то встречается с оценкой чужих для себя людей, которая очень сильно изменяет его представление о себе. Оказывается, то, за что его раньше хвалили дома, здесь уже имеет меньшую ценность, за что ругали – здесь ругают еще больше и т.д.

Школа – это первый пример встречи с большим социумом, первый экзамен на уверенность в себе. Самооценка «ломается» потому, что теперь ребенок в состоянии сравнить себя  с другими  людьми, понять, каков он в действительности, не только внутри своей семьи. Основные трудности – это как раз расхождение его представлений о себе и той оценки, которую он получает в школе со стороны соучеников и учителя.

Трудности с адаптацией могут возникать ещё и из-за того, что родители начинают ориентироваться  на школьные отметки («принесешь плохую отметку – не куплю что-либо»). Такой подход может травмировать первоклассника больше, чем сами школьные неприятности. Также родителям не стоит вспоминать небылицы своего детства и сравнивать ребенка с собой («у меня никогда не было троек»). Ребенку важно знать, что он многое может и многое умеет, а что-то даже лучше, чем другие. Почаще напоминай ему об этом!

Рекомендации для родителей первоклассников
 
  • Залог успеха в школе – это эмоциональный комфорт: в отношении к учителю и одноклассникам не должно быть тревоги и страха.
  • Очень важно сохранить с ребенком телесный контакт, обеспечить поддержку. Старайтесь узнать о школьной жизни своего малыша как можно больше: о занятиях, одноклассниках, учителе, школе. Рассказывайте о себе, о своей школьной жизни.
  • Помогите ребенку снять психологическое и физическое напряжение после школы (прогулка, подвижные игры, теплое домашнее общение).
  • Обеспечьте ребенку стабильность режима дня, недели, оставляйте достаточно времени для сна и отдыха!
  • Не заставляйте первоклассника выполнять домашнее задание сразу после возвращения из школы. Дайте ему время отдохнуть. А при выполнении домашней работы делайте перерывы через 15 минут интенсивной работы, так как произвольное внимание в этом возрасте кратковременно и основывается на интересе.
  • Не «обрубайте» детство с началом школьного обучения. Ребенок не автомат, бессмысленно и негуманно заставлять его в один миг «полюбить» уроки и выполнение домашнего задания и забыть об играх, друзьях, прогулках. Такое насилие не ускорит взросление, зато вполне может спровоцировать нервные срывы, отвращение и к школе и к знаниям.
  • Любите своего ребенка, будьте к нему внимательны, сравнивайте его не с другими детьми, а только с ним самим, каким он был раньше (не умел, а сейчас умеешь, не получалось – получилось). И тогда все у Вас получится!

О причинах школьных трудностей
 
  • Физическое здоровье ребенка.  Хронические и частые острые заболевания препятствуют нормальному обучению и развитию.  Приходится часто пропускать занятия, а после болезни штурмовать все изученное одноклассниками по всем предметам сразу; на уроках терпеть скуку, потому что не понимаешь объяснения учителя; испытывать неловкость, потому что не справляешься с заданием. Объем работы увеличивается, интерес падает, кривая оценок идет вниз.
  • Мотивация обучения.  Внутренняя мотивация  ученика начальной школы должна быть подкреплена внешними факторами: поощрение, забота, помощь в выполнении домашних заданий.
  • Индивидуальные особенности ребенка:  темперамент, темп деятельности (шустрый или медлительный), ведущее полушарие головного мозга (левое или правое), левшество.
  • Взаимоотношения «учитель-ученик», «ученик-ученик». Комфортные отношения и безопасная обстановка в классе и школе влияет на мотивацию и качество обучения.

Основная задача родителей – давать ребенку постоянную психологическую поддержку, подкреплять его самооценку.  Это поможет ему самостоятельно справляться с возможными трудностями, оставаясь при этом уверенным и успешным.
 
©​ 2013г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить