Зачем нужна диагностика готовности к школе

Весна - это время, когда практически во всех школах проводится тестирование будущих первоклассников. Кто-то после такого тестирования ликует: «Приняли!». Кто-то, напротив, недоумевает - в школу ребенка не зачислили. Причем, без объяснения причин. Именно в это время в наш центр идет наплыв клиентов с одним вопросом: «Почему нам отказали?»

Не будем сейчас касаться проблемы требований к будущим первоклассникам со стороны учебных заведений. Мне рассказывали о таких, которые можно назвать, по меньшей мере «странными». Оставим также на совести администрации школ отказ в зачислении тех детей, которых осенью буквально зазывали на подготовительные курсы и гарантировали по окончании этих курсов стопроцентное зачисление. Это другие темы.

Наш центр не готовит детей к обучению к какой-либо конкретной школе, но в числе программ, предлагаемых центром, есть программа диагностики будущих первоклассников. Мы настоятельно рекомендуем пройти эту программу всем детям, которые собираются в первый класс. Лучший вариант - за год до школы, но если время уже ушло - то за несколько месяцев до начала обучения. Почему? Об этом я и хочу рассказать подробнее.

Итак, программа называется «Приключения Ням-Няма и его друзей». За основу взята психологическая игра кандидата психологических наук Марины Битяновой, которую мы несколько изменили и дополнили.

Как уже упоминалось, это - игра. Не удивляйтесь, ведь игра - это тот вид деятельности, который естественен для дошкольников. Играя, они не зажимаются, как происходит, когда ребенок идет на тестирование, где его ждут серьезные тетеньки с различными вопросами. А ведь наша задача - узнать, что действительно может и знает ребенок.

Сюжет игры таков - у доброго волшебника Ням-Няма похищают все сладости. Чтобы спасти их, детям нужно отправиться в сказочный лес и собрать там разбросанные осколочки мороженого. В этом лесу детей ждут различные испытания, преодолев которые, дети и справятся с поставленной задачей. Второй день - это праздник ловкости и ума, на который приглашаются все спасители сладкого.

Обычно, получая удовольствие от игры, дети даже и не замечают, что за ними ведется наблюдение и все результаты фиксируются. В этом месте упомяну, что программу ведут два специалиста - детский психолог и педагог.

Через несколько дней родители приглашаются на итоговую встречу. На нее лучше приходить без детей, поскольку, как показывает опыт, эта встреча бывает продолжительной. Здесь родители получают три документа:
 
  • заключение психолога о развитии ребенка, где в доступной форме описано насколько уровень развития памяти, внимания, мышления, крупной и мелкой моторики, коммуникативных навыков и т.п. конкретного ребенка соответствует его возрасту;
  • карту возможных школьных трудностей. В ней, исходя из полученных данных, мы прогнозируем проблемы, с которыми, с большой долей вероятности, столкнется в процессе обучения ребенок. Например, если у ребенка не сформированы пространственные представления, его ждут сложности в овладении письмом и чтением ( «зеркальные» буквы, перестановки букв и слогов при письме и чтении - «он - но», «кот-кто»), а также, при обучении математике. «Предупрежден - значит, вооружен», то есть, имея такую карту, родители будут знать, на что нужно обратить особое внимание в оставшееся до учебы время. Какие пробелы в развитии ребенка необходимо восполнить;
  • карту развития интересов и способностей ребенка, данные которой помогут родителям при выборе профиля школы (языковая, математическая и т.п.), в которую они хотели бы отдать своего ребенка.

А еще все получают работы ребенка, которые были сделаны за два дня. Также мы делимся той информацией, которую смогли получить от детишек - о желании и нежелании идти в школу; о том, зачем нужно учиться и т. п.

Бывает и такое, что некоторым детям мы не рекомендуем начинать обучение в ближайший учебный год. Но, согласитесь, лучше получить эту информацию заранее, чем на школьном тестировании. Ведь там и ребенок, и родитель начинают чувствовать себя «второсортными». Кроме того, как уже говорилось выше, мы обязательно укажем, по каким показателям ребенок не дотягивает до уровня готовности.

Без преувеличения могу сказать, что информация, полученная на нашей программе, является для родителей очень ценной. А самое главное, это поможет лучше подготовить детей к обучению, а значит, значительно облегчить им вхождение в школьную жизнь.

Ждем вас в нашем центре!
 
©​ 2008г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить