Актуальность данного проекта

Актуальность применения нейропсихологического подхода
 в воспитании и развитии детей
 
На сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в поведении и обучении: гипер- и гипо- активность, повышенная истощаемость, неусидчивость, отвлекаемость, отсутствие внимания, и т.д. Наблюдается заметный скачок индекса агрессивности, дефицита внимания, девиантного поведения, снижение адаптационных механизмов, десинхроноз функционирования различных систем организма ребенка. Такие дети учатся в обычных школах, не имеют клинических диагнозов, но имеют признаки дезадаптивного поведения. Именно они составляют большой контингент тех детей, которых называют «трудные дети», «неуспевающие». По данным Министерства образования Российской Федерации примерно 85% детей нуждаются в помощи специалистов психологического или коррекционно-педагогического профиля. Кроме того, актуальность проведения коррекционной работы подтверждается фактами последних событий из СМИ. Также, мы регулярно сталкиваемся с конкретными запросами из школ по работе с обучающимися начального и среднего звена.

Причины, которые объясняют данный факт многообразны. Многие специалисты сходятся во мнении, что это, главным образом, связано с последствиями развития человеческой цивилизации: экология, искусственные заменители пищи, гормональные добавки, консерванты, лекарственные препараты, активное электромагнитное поле в быту. Это привело к накоплению в генофонде человеческой популяции большого количества слабых генов. С другой стороны, среда, в которой происходит развитие современного ребенка, очень часто не является развивающей. Ребенок с рождения начинает испытывать негативные внешние воздействия: родовые травмы, искусственное вскармливание, ограничение в двигательной активности (отсутствие дворовой культуры), ранние программы интеллектуального обучения без сенсорного и пространственного развития, компьютерная субкультура и т.д.

Наиболее распространенные проявления в поведении ребенка:
  1. неусидчивый, суетливый с лишними хаотичными движениями;
  2. быстро утомляется, истощается, отвлекается;
  3. чрезмерно медлительный;
  4. требуется повторения инструкций более 3-х раз;
  5. неустойчивый эмоциональный фон, частая смена настроения;
  6. неловкость, неуклюжесть, угловатость;
  7. склонность к упрощенным играм (стремление к упрощению программы);
  8. жалобы на поведение в коллективе и дома;
  9. проблемы обучения (со слов родителей);
  10.  речевые проблемы (плохое произношение, обедненная речь и т.д.)
Проявление 2-3 вышеуказанных признаков является маркером для обращения к нейропсихологу.
Таким образом, перед современной наукой и практикой стоит задача внедрения эффективных методов диагностики и коррекции детей с таким типом развития.

Опираясь на опыт, можно говорить о том, что одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми стали методы, разработанные в рамках нейропсихологического подхода. Современная нейропсихология детского возраста интегрирует методы и технологии, разработанные в психологии, педагогике и неврологии (отечественной и зарубежной), то есть является комплексной по своей природе.
Задачей детской практической нейропсихологии является сохранение и укрепление естественного природного здоровья ребенка и восстановление дефицитарных (необходимых для ежедневной жизнедеятельности, но недостаточно развитых) функций организма, что позволяет приблизить любой вид онтогенеза к нормальному течению, облегчить вхождение ребенка в социальную среду.

Разработки в этом направлении несомненно важны. Это объясняется тем, что прогресс общества и будущее России обеспечивается здоровым поколением: людьми психически и физически здоровыми, способными в дальнейшем к саморазвитию, имеющие общечеловеческие устремления, социальные эталоны жизни, ценностные ориентации и позитивно реализующие себя в обществе.

В достижении этих задач необходим вклад нейропсихологии – науки на стыке психологии, педагогики и нейрофизиологии, определяющей какие зоны головного мозга нуждаются в особом внимании, и нейрокоррекции, которая компенсирует выявленный дефицит развития используя естественные возможности организма: дыхание, движение, сенсорные ощущения. Мозг ребенка развивается постепенно в строго определенной последовательности. Если какой-то этап в этой последовательности был нарушен, в последствии организм ребенка обязательно на это отреагирует. Нейропсихологии рекомендуют вовремя пройти такую диагностику и коррекцию в возрасте до 10 лет, когда мозг пластичен и используя игровую деятельность, формируется основа для успешной учебы, общения и адаптации в жизни. Но, к сожалению, наблюдается большой дефицит специалистов, осуществляющих своевременную нейрокоррекционную работу, в крупных городах тем более в области. 



  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить