Невидимка

Про застенчивых, осторожных и медлительных малышей
Последнее время часто можно встретить ребенка, который в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, медлительность испытывает сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

В раннем детстве застенчивые дети часто не вызывают беспокойства у родителей и педагогов. Даже наоборот, такие дети очень удобны для воспитателей и учителей. В больших группах и классах застенчивый ребенок не отвлекает других ребят, не требует к себе излишнего внимания взрослых и обычно не конфликтует с одногруппниками и одноклассниками. Сложности в общении и трудности в обучении начинают проявляться, когда необходимо предъявлять свои умения и знания, самостоятельно знакомиться и строить отношения со сверстниками и взрослыми.

А в современных условиях жизни- при высоких темпах и нагрузке, для успешной адаптации к детскому саду и школе, для освоения образовательных программ и дальнейшей профессиональной и личностной реализации наиболее востребованы активные, адаптивные дети и взрослые. О них чаще пишут в газетах и журналах и говорят на ТВ. А что делать, если ребёнок по своей природемедлительный и застенчивый? Особенные дети всегда требуют особого внимания.

Застенчивость - это сложное состояние, проявляется от ощущения лёгкого дискомфорта, до необъяснимого страха перед людьми. Застенчивость свойственна многим детям и взрослым - это самая распространенная причина, осложняющая общение и достижение желаемых целей.

Последствия детской застенчивости могут быть очень серьёзными:
 
  • отказ от встреч с новыми людьми, новыми ситуациями ;
  • ограничение круга знакомых и друзей;
  • невозможность выразить своё мнение, отстоять свои права.
  • боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребёнка (или взрослого), какая-то эмоциональная угроза, дискомфорт и т.д.
Что делать?
На сегодняшний день в психологии выделяют две причины застенчивости:

Первая причина - это проявление природной сензитивности (чувствительности), эмоциональности ребёнка. И эта особенность остаётся с человеком на протяжении всей жизни. Важно для таких детей и взрослых - развивать и укреплять уверенность.

Вторая причина застенчивости - это результат реакции на эмоцию страха, которая возникает в определённый момент при взаимодействии малыша с другими людьми и впоследствии закрепляется.
Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - эта задача вполне разрешима, если начать заниматься ей своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Бывает и такое, что осознание своей застенчивости не только не помогает, а, наоборот, мешает её преодолеть. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения может вызвать ещё большую скованность, усилит неуверенность и страх перед общением. Поэтому важно не просто принять свою особенность, но и научить ребенка себе помогать, себя поддерживать.

Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как его реакция на вмешательство взрослого может быть неожиданной.

Как помочь застенчивым, нерешительным детям?
 
  • Во-первых, выявить причину данного состояния в каждом конкретном случае.
  • Во-вторых, выработать определенный стиль воспитания, подкрепляющий уверенность ребенка в себе и своих силах.
  • В-третьих, помочь ребенку овладеть навыками общения.
Осторожность - одно из характерных проявлений чувствительных и тревожных людей. Осторожные дети не рискуют, стараются не попадать в опасные и неприятные ситуации - они так о себе заботятся. Но часто они осторожничают даже тогда, когда вокруг всё знакомо и безопасно. Например, не поднимают руку на уроке, даже когда знают, что нужно сказать и находятся среди знакомых ребят; не могут самостоятельно купить продукты, хотя в этом магазине были много раз и т.д.

Для таких детей необходимы родительская поддержка, уверенность в их силах и возможностях, закрепление малейших самостоятельных шагов.

В психологических детских центрах разработаны программы для детей, отличающихся застенчивостью, скованностью, нерешительностью и испытывающих сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Предлагаемые системы занятий помогают ребенку освоить навыки уверенного поведения, соответствующего характеру и темпераменту ребенка. Материалом занятий служат игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков, повышению доверия к другим людям, а также выработке навыков совместной деятельности и раскрытию творческих возможностей ребёнка.
Проводятся совместные детско-родительские и родительские информационные встречи, индивидуальные консультации. Консультации помогут родителям понять причины поведения ребенка и выработать стратегию и тактику для дальнейшего воспитания, которое будет поощрять укрепление уверенности ребенка в себе и уменьшит его тревожность.

Застенчивые дети обычно медлительны
Причинами медлительности могут быть личностные особенности ребёнка (его темперамент, как природная характеристика), а могут быть особенности формирования стволовых структур головного мозга в период беременности, родов и первого года жизни. Именно в раннем возрасте формируется база и закладываются особенности поведения Вашего малыша.

Специалисты нейропсихологии помогут Вам разобраться в истинных причинах медлительности, выработать стратегию и тактику дальнейшего воспитания и усвоения образовательных программ.

Что делать? 

Главное - помнить, что:
 
  1. Торопить, подгонять, упрекать ребёнка - это верный способ сформировать ещё большую медлительность. В результате Вы получите вдвойне заторможенного ребёнка.
  2. Поддерживайте ребёнка, особенно в освоении нового, в период адаптации. Ведь таким детям нужно чуть больше времени, вашего понимания и внимания. Это способствует формированию уверенности, открытости и более смелым проявлениям ребёнка.
  3. Обязательно проконсультируйтесь у нейропсихолога (лучше до школы или в начальной школе) и по возможности пройдите нейрокоррекционный курс или психологическую детско-родительскую программу.
Древние мудрецы говорили - «торопись медленно» - может быть это про вашего ребёнка...
 
 
 ©​ 2009г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить