Много имен Вашего ребенка или Как клички и обзывалки влияют на формирование личности ребенка

По мнению психологов, удачная или неудачная жизнь взрослого человека определяется теми установками, которые он «впитывал» в детстве. Эти установки или послания маленький человечек получает от самых близких ему людей: родителей, бабушек и дедушек, старших братьев или сестёр. Ребёнок слышит чувствует и ощущает, воспринимает послание всеми органами чувств.

Пример 1: - «Всё у тебя шиворот навыворот, вот у всех всё как у людей, а у тебя всё наоборот».

Комментарий психолога: Впитав в детстве такое родительское послание, человек, будучи уже взрослым, станет сравнивать себя с другими и критиковать себя беспричинно. Его поведение всегда будет зависеть от оценки или отношения других людей.

Пример 2: -«Ты самый лучший, ты наша надежда, ты должен быть первым».

Комментарий психолога: Ребёнок, конечно, хочет быть любимым и соответствовать ожиданиям своих родителей, но несовпадающие с высоким уровнем притязаний, его природные возможности могут вызвать в дальнейшем повышенную тревожность, страхи и невротическое поведение.

Пример 3: - Ребёнок воспринимает не только слова, но и взгляд, мимику, жесты взрослого.

Укоряющий взгляд, холодность и эмоциональная отстраненность родителей сформируют в будущем, либо низкую самооценку, неуверенное поведение, либо агрессивность и жестокость.

Понаблюдайте, что сейчас вы говорите своему ребёнку и, как вы думаете, что тем самым формируете в его будущей жизни?
«Как ты лодку назовешь, так она и поплывёт» .
Из м/ф «Приключения капитана Врунгеля»

Это справедливо и по отношению к человеку. Если своего малыша называть по имени и отчеству, он начинает, во первых, сам себя так называть; во-вторых, относиться к себе и другим более серьёзно, «по-взрослому». А если своего ребёнка, даже периодически называть «поросёнком», «бездарем», «тупицей», то, возможно, вырастет «большая свинья», «лодырь», «нежелающий учиться».

Дразнилки, пыхтелки и сопелки.
Широко распространено в детской среде использование кличек, прозвищ, дразнилок. Дети очень изобретательны в этом отношении. В прозвище могут быть преобразованы имена, фамилии, поступки, типичные речевые обороты.

Вообще-то ничего страшного в прозвище нет, если оно нравиться хозяину. Многие ребята сами выдумывают себе прозвища, подчеркивая те качества, которые им нравятся в себе, которыми хотели бы обладать. Иные выросшие дети и через много лет, став взрослыми, радостно отзываются на «Привет, Капитан!», «А помнишь, Чижик...». Детское прозвище, для многих из нас, это «волшебное слово», произнеся или вспомнив которое, мы мгновенно попадаем в мир нашего детства, ощущая защищённость, беззаботность, задор свойственный детям.

Другое дело, если кличка, которой наградили ребенка, обидна и уничижительна. Зачастую и сами взрослые создают условия для детской бестактности, называя малыша обидными словами, не понятными, пока еще малышу, тем самым, показывая далеко не лучший пример общения.

Обидные клички-дразнилки не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они словно маска, которую подсовывают ребёнку, и он вынужден или одеть её и молча страдать (ради того, чтобы приняли в компанию, ребёнок готов на многое), или биться за честь своего настоящего имени. Что делать ребёнку, которого дразнят? Что делать родителям ребенка, которого дразнят?

Что может сделать только родитель.
Можно доказывать и малышу и себе, что это ерунда. Можно гоняться с криками за обидчиком, в надежде поймать и наказать его. Но это мало помогает, дразнить не перестанут, просто делать будут это исподтишка.

Родитель всегда может помочь советом:
 
  • «Называют обидной кличкой, - не откликайся,
  • «Обзываются, - не реагируй. Веди себя, как ни в чем не бывало» .

Дразнить интересно того, кто реагирует: злится, обижается, возмущается, протестует. А ты не обижайся и не злись. Не отзывайся, это зовут не тебя. Обидчикам надоест, тогда они поймут, что никакие клички и прозвища к тебе не относятся».

Этот простой совет, на самом деле очень действенное средство. Но, для того чтобы ребёнок смог воспользоваться этим советом, необходимо, чтобы, он чувствовал свою значимость, уверенность обладал чувством собственного достоинства. И помочь малышу в этом, могут родители.

Ребёнок растёт и изменяется. И на каждой новой ступеньке он немного иной: уже не тот, что был «вчера», и ещё не тот, что будет «завтра». У каждого возрастного этапа свои задачи. То, насколько успешно будет решена задача возраста, зависит от нас - родителей, смогли ли мы создать необходимые условия и обеспечить потребность возраста.

В младенчестве - это потребность в безопасности.

В дошкольном возрасте - потребность проявлять инициативу, чувствовать себя любимым, иметь возможность полноценно общаться с родителями. В младшем школьном возрасте - потребность в уважительном отношении к себе и к результатам своей деятельности. В подростковом возрасте - потребность в понимании.

Сколько бы ни было лет вашему ребенку, ваша любовь, уважение, ваша заинтересованность и поддержка, будут надежным фундаментом для становления уверенного в себе, ответственного и чуткого человека. Только тогда ребёнок сможет быть устойчивым к провокациям со стороны других детей (к обзываниям, дразнилкам, подстрекательствам).

Чем могут помочь психологи.
Индивидуальная семейная психологическая работа помогает ребёнку открыть ресурсы для умения справляться со сложными ситуациями в семье, детском саду, школе, снять страхи, тревогу и агрессивность.

Групповая тренинговая психологическая работа поможет вашему ребёнку, в безопасной комфортной обстановке, обрести новый опыт реагирования, поведения; повысить уверенность в себе, в своих силах и сделать шаг к самостоятельности и более ответственному поведению.
 
©​ 2008г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить