Медлительные дети

Медлительный молчун, спокойный, возможно полненький. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно и не шумно. Легко засыпает, любит поспать, встаёт поздно. Тщательно складывает свои игрушки и одежду. Предпочитает пить из своей кружки, есть своей ложкой, играть в детском саду своей игрушкой. И если что-то не так, может настойчиво добиваться своего. Разговаривает медленно, терпеть не может игры, где надо проявлять быстроту и сноровку. Если многое в описании напоминает вашего малыша, возможно, ваш ребенок обладает флегматическим темпераментом.

Уже в Vв. до н.э. древнегреческий врач Гиппократ создал учение о темпераменте. Взгляды на природу темперамента за многие века претерпевали различные изменения. Первая попытка дать научное объяснение темперамента была сделана И.П. Павловым. По мнению отечественного физиолога, сочетание таких свойств нервных процессов, как сила, уравновешенность, и подвижность позволяет выделить 4 типа нервной системы, что соотносится, как считал И.П. Павлов, с типами темперамента Гиппократа. Благодаря работам ученых и исследователей прошлых эпох и современности мы знаем, что темперамент - это природная, индивидуальная особенность человека.

Первые проявления темперамента своего малыша мама может ощущать еще до его рождения. Малыш - флегматик двигается, толкается, находясь у мамы в животике, и чаще всего, если малыша ни чего не беспокоит, движения его спокойные, плавные, осторожные и не частые. Все эти ощущения помогают маме почувствовать характер своего, ещё не родившегося ребенка. Нередко бывает, что новорожденный едва появился на свет, а мама уже знает его особенности.

Младенец-флегматик способен спать сутки напролет. Возможно, ему нелегко адаптироваться к окружающей действительности и резкой смене обстановки, рождение для него - это серьёзное испытание. И у него свой способ адаптации - малыш засыпает, избегая излишних для него контактов с окружающим миром. С таким малышом легко, есть время для отдыха, но немного настораживает некоторое безразличие к миру. Он редко « закатывает истерики», но и особого любопытства не проявляет, малыш как бы устраняется от активного участия в жизни. Не спешите пользоваться этим. Осторожно и ласково будите малыша, если уже пора вставать, разговаривайте с ним старайтесь заинтересовать его чем-то. Даже если в первое время его интерес к вам и окружающему миру будет недолгим, не оставляйте попытки, попробуйте его «расшевелить», дать почувствовать, что бодрствовать и узнавать что-то новое тоже приятно. Будьте деликатны, не торопите события, главное, чтобы ребенку нравилось такое общение, чтобы было приятно, интересно и ему и вам.

В дошкольном возрасте малыши, обладающие флегматическим темпераментом, ярко выделяются среди подвижных, непосредственных и эмоциональных сверстников, чьё поведение продиктовано возрастными особенностями дошкольников. Неторопливый малыш редко участвует в подвижных играх, зато, с удовольствием и подолгу, может заниматься интересным для него делом. Малышу - флегматику трудно переключаться с одного занятия на другое, и в этом вы можете ему помочь, изобретательно увлекая, чем-то новым и интересным, организуя логическое завершение предыдущего занятия. И малыш обязательно проявит упорство и доведет новое начатое дело до конца. Ребенок, обладающий флегматическим темпераментом послушен и пунктуален. Самостоятельно принимать решения затрудняется, спокойно отдаёт право выбора другому. Не злоупотребляйте этим качеством. Старайтесь поощрять самостоятельные решения, по возможности принимайте и поддерживайте их, не торопите малыша, когда он делает выбор. Малыш - флегматик нетороплив во всем, когда кушает, когда говорит, когда одевается и когда принимает решение, не раздражайтесь, не подгоняйте его. Неторопливые малыши могут быть очень ранимыми, поэтому не забывайте хвалить их за успехи, вселяйте уверенность в себе, если что-то не получается из-за его медлительности (ребенок повзрослеет, освоит все необходимые навыки и безусловно будет делать многое быстрее, сохранив уверенность в своих силах). Нет необходимости требовать от малыша немедленного ответа на ваши просьбы и вопросы, не торопитесь, дайте ему возможность сориентироваться в ситуации. Старайтесь помочь преодолеть вялость и инертность. С раннего детства помогайте ребенку соблюдать режим, вовремя ложиться спать вечером и вставать утром, старайтесь достаточно времени проводить с ребенком, увлекая и заинтересовывая его, не предоставляйте постоянно его самому себе.

Дети-флегматики трудно сходятся с людьми, и для того чтобы научиться общаться с другими детьми, малышу понадобиться ваш пример, поддержка и терпение. Ребенок, обладающий флегматическим темпераментом, при длительном общении с другими детьми утомляется. Ему просто необходимо иногда побыть в тишине, с головой окунуться в свои дела (игры или другие занятия).

Поступление в детский сад - непростое время для малыша флегматика. Малыш не всегда успевает за темпом жизни детского сада, ему не всегда бывает просто установить контакты со сверстниками. Начало посещения детского сада это стресс для любого малыша и каждый реагирует на него по-своему. Неторопливый малыш, испытывая стресс, еще больше затормаживаться. Уверенный в себе малыш адаптируется к новым условиям детского сада легче, чем ребенок, сомневающийся в своих силах. И то, на сколько уверен в себе наш малыш, зависит от нас, родителей.

Родителям, обладающим подвижным темпераментом (холерикам, сангвиникам), особенно непросто почувствовать неторопливый темп жизни своего малыша. А ребенку-флегматику практически невозможно оправдать ожидания своих «торопливых» родителей. И в этой, на первый взгляд, неразрешимой ситуации может скрываться серьезная опасность, ставящая под удар уверенность, самооценку и успешность малыша. Как быть в этой непростой ситуации? Самое главное - постарайтесь отказаться от своих представлений о том, каким, « должен быть» ваш малыш. Присмотритесь к нему внимательно (в какие игры любит играть, чем любит заниматься, когда радуется, когда огорчается, когда сердится, где проявляет осторожность, а где чувствует себя уверенно). Обязательно отметьте все положительные качества своего ребенка, определите его сильные стороны. Это поможет вам взглянуть на своего малыша с другой точки зрения. Попробуйте вместе с ним пожить в его темпе, найдите для себя приятное и привлекательное в таком неторопливом образе жизни. Уважительно относитесь к особенностям темперамента своего малыша. Не торопите, и не старайтесь сделать за ребенка то, с чем он вполне может справиться, желая ускорить события. Запаситесь терпением и позвольте малышу проявлять соответствующую его возрасту самостоятельность.

И ваши усилия не пройдут даром, ваш малыш, подрастая, в любых ситуациях будет спокоен, нетороплив, уверен и уравновешен.

Поведение младшего школьника - флегматика отличается устойчивостью, его почти невозможно вывести из себя. Навыки формируются долго и с трудом, но, раз возникнув, закрепляются надолго. Так как навык формируется медленно, необходимо поэтапно и несколько раз повторять задание или правила игры. Перед каждым новым видом деятельности неторопливому ребенку необходим период раскачки и внешнего бездействия. Однако, приступив к делу, он может долго им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий и получая удовольствие от самого процесса выполнения задания.

Характерные черты темперамента ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте, хорошо заметны в младшем школьном возрасте, но чем старше становиться ребенок, чем больше моделей поведения и социальных норм он осваивает, проявления темперамента сглаживаются.

Не всегда причина медлительности кроется в особенностях темперамента ребенка. Медлительность может быть результатом неблагоприятных воздействий, переживаемых ребенком до рождения (осложненная беременность), в момент рождения (особенности протекания самих родов, роды раньше и позже срока), и в первые годы жизни (травмы, тяжёлые инфекционные заболевания). Так как, именно в этот период (от момента внутриутробного развития примерно до 2-3 лет) формируются структуры головного мозга обеспечивающие регуляцию тонуса и бодрствования. Если в жизни вашего малыша наблюдались подобные сложности, вам понадобиться консультация специалиста нейропсихолога. Нейропсихолог - это психолог, знающий особенности строения головного мозга, закономерности его развития, умеющий проследить связь между особенностями функционирования головного мозга и поведением человека. Нейропсихолог поможет понять истинные причины медлительности, выработать стратегию и тактику дальнейшего воспитания и обучения ребенка.

Какими бы не были причины неторопливости ребенка, безусловно, любовь, терпение, понимание и поддержка родителей будут надежным фундаментом для успешного развития вашего малыша.
 
©​ 2008г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить