Соска-пустышка. Дать или не дать, вот в чем вопрос

Что мы знаем о сосках-пустышках? Наверное, каждая мама имеет свой арсенал знаний на эту тему. Эти знания попадают к нам от врачей, бабушек, знакомых, Интернета, из всевозможных книг по воспитанию ребенка. Но интересно то, что эта тема имеет самые различные и зачастую противоречивые доводы. Может, для того, чтобы припугнуть нерадивых родителей или найти какое - то логическое объяснение странному поведению ребенка, многие источники предлагают свою информацию. Однако, дети вырастают и некоторые взгляды на плюсы и минусы использования сосок просто не подтверждаются временем.

Так, в чем же вопрос?
Женщина, желающая больше узнать о влиянии соски - пустышки на развитие своего малыша и о возможных последствиях ее продолжительного использования чаще всего встречает такую информацию:
 
  1. Развитие сосательного рефлекса.
  • Очень интересная мысль, которую легко можно связать с младенческой стадией развития.
  • Вопрос первый: Если в первый год жизни сосание для ребенка является жизненно необходимым процессом, который запускается рефлекторно, нужно ли его развивать?
  • Вопрос второй: А что будет, если его не развить? Ребенок не станет есть?
  • Вопрос третий: Неужели, заложенное природой таинство кормления грудью могло предусмотреть некую искусственную помощь?
  1. Соска- пустышка - незаменимая помощница.
  • Первый вопрос: Для кого? Для мамы или ребенка?
  • Второй вопрос: В чем заключается помощь пустышки?
  • Любая мама может привести достаточное количество доводов о том, что использование пустышки оправдано (в основном в качестве «утешителя»). Но, если мы это допускаем, то насколько, в данном случае, может быть оправдано привыкание к соске?
  • Третий вопрос: А что, соска-пустышка - это единственный и такой уж необходимый «утешитель»?
  1. Соска-пустышка формирует логопедические проблемы.
  • Мы столкнулись с мнением о том, что использование пустышки может сформировать неправильный прикус у ребенка.
  • Вопрос первый: В каких случаях это происходит? Может, если у ребенка такая привычка сохраняется лет до 7-ми и он все время сосет соску?
  • Вопрос второй: В каком возрасте? Ведь, если сосание это рефлекс, значит он целесообразен и от него не может быть негативных последствий?
  • Вопрос третий: Где взаимосвязь? Почему у одних детей, долгое время использующих пустышку, этот дефект не формируется, а у других (в том числе находящихся только на грудном вскармливании) он бывает?
  1. Вместо пустышки ребенок может сосать палец или другие предметы.
  • Вопрос первый: Что, если ребенок будет сосать свой палец?
  • А как еще грудной младенец, не понимающий собственные ощущения, будет приобретать свой первый сенсорный опыт? Являясь самым близким и доступным предметом исследования, собственные ручки, пальчики «запускают» первые механизмы сенсорной дифференциации. Так ребенок понимает, что мамина грудь имеет одно ощущение (только во рту), а вот мой пальчик - совсем другое (во рту и на поверхности тела).
  • Вопрос второй: До какого возраста это нормально?
  • Если после полугода сосание пальца или других предметов является единственным способом успокоить себя, то ребенок и будет использовать его чаще и дольше всего.
  • Вопрос третий: Почему ребенок использует эту зависимость? Прикладывание к груди в этом случае играет ту же самую роль, но ко всему еще имеет телесный контакт и мамины объятия (возможно, этого и не хватает ребенку).
А теперь попробуем разобраться!
В период между 4-ым и 12-ым месяцем, как отмечает английский педиатр и психотерапевт, детский психоаналитик Дональд Вудс Винникот (1896-1971), занимавшийся изучением эмоционального развития детей раннего возраста в поведении ребенка появляется интересный феномен. Ребенок начинает сосать пальчик, краешек одеяла, подушки и т.п., сосание пустышки в этот период имеет особый смысл. Все эти объекты как будто бы заменяют собой материнскую грудь, привнося в жизнь ребенка похожее успокоение, которое он испытывал у материнской груди. Эти объекты Винникот назвал переходными. Они уже не воспринимаются ребенком, как часть его, но ребенок их использует как что-то что принадлежит только ему. Переходный объект очень значим для ребенка, его потеря вызывает тревожное возбуждение и печаль.

Потребность в переходном объекте возрастает, когда ребенка укладывают спать, когда он чувствует угрозу потери объекта любви. В целом можно сказать, что переходный объект служит защитой от страхов. Такую успокаивающую функцию он может выполнять лишь в том случае, если мама смогла создать благоприятные условия для малыша, постепенно распознавая сигналы ребенка, стараясь приспособиться к его нуждам в более раннем возрасте. 

Обычно переходный объект особенно глубоко в душе не запечатлевается, о нем не забывают, но и о нем особо долго не сожалеют. Со временем он теряет своё значение.

Пустышка, в качестве переходного объекта очень удобна, она и внешне и функционально напоминает замещенный объект, полностью соответствует потребностям ребенка раннего возраста («напоминает» о приятном ощущении нахождения у материнской груди и успокаивает малыша). Решив отучить ребенка от пустышки, её легко можно убрать из поля зрения ребенка.

После года, благодаря благоприятной материнской заботе, у ребенка формируется доверие к миру, малыш становится увереннее, круг интересов ребенка возрастает. Ребенка легко можно отвлечь от неприятных переживаний и увлечь чем-нибудь интересным для него. Это самое лучшее время «забыть» о пустышке. Но когда именно это сделать, в 15 месяцев, 18, 20 месяцев, а может быть чуть позже, каждой маме предстоит решить самостоятельно. 

Чтобы принять это решение, необходимо учесть следующие моменты:
  • Здоровье и настроение малыша. Больной ребенок легко утомляется, больше капризничает. Болезнь не самое лучшее время для отказа от пустышки. Если у ребенка плохое настроение тоже лучше повременить.
  • Семейную ситуацию. Если вы планируете расстаться с малышом на непродолжительное время (вам необходимо уехать, планируете выйти на работу и пр.), лучше отложить это ответственное дело до вашего возвращения, или до момента, когда малыш адаптируется к сложившейся ситуации.
  • Свою готовность. Готовы ли вы посветить несколько беспокойных дней только ребенку, сохраняя спокойствие, не теряя терпение, пытаясь найти ту форму взаимодействия с ребенком, которая сможет заменить привычный способ засыпания, успокоения малыша. Уверенны ли вы в своем решении? Ваше беспокойство может почувствовать малыш, и тоже начнет беспокоиться. Если вы сомневаетесь, вам будет не просто отказать ребенку в его просьбе, и в самый ответственный момент вы можете передумать. Повторные попытки будут восприниматься ребенком с большей тревогой.
Одним словом, важно, чтобы к этому непростому шагу (отказ от пустышки) были готовы и мама, и ребенок, и был выбран подходящий момент.

Итак, вы приняли решение отучить ребенка от пустышки. С чего начать:

Во-первых, незаметно от ребенка уберите пустышку; во-вторых, активно участвуйте в поиске пропажи, искренне удивляйтесь «где же она?», убеждая ребенка, что её нигде нет; в-третьих, наберитесь терпения, оптимизма и спокойствия, призовите на помощь фантазию. Можно сочинить историю про «белочку, которая забрала соску и ускакала», можно посердиться на неё и решить, что так не надо поступать, про маленького мишку, которому было очень-очень грустно, и что бы он успокоился, пришлось дать ему соску. Часто бывает, когда малыш сам отдаёт свою пустышку «знакомой ляльке», любимой игрушке и пр. Не прогнозируйте болезненную ситуацию и не бойтесь предстоящих событий. Может случиться так, что придуманные истории и не понадобятся, ребенок уже достаточно окреп и безболезненно переживет эти события. И на конец, запаситесь арсеналом интересных дел, которыми можно заниматься вместе с малышом (любимые игры малыша, чтение книжек, прогулки). Старайтесь, чтобы первые дни без пустышки были спокойными и интересными, берегите малыша от переутомления.

Будьте осторожны!
Пустышка очень значимый для ребенка объект, поэтому будьте очень деликатны. Нельзя забирать соску силой, отзываться о ней плохо (плохая, грязная и пр.), не обижайте малыша, когда он, поначалу, очень хочет вернуть «потерянное» («ты, что маленький»), нельзя выбрасывать пустышку, на глазах у ребенка, например, в мусорное ведро, и пр. 

Пора прояснить ситуацию!
Если привязанность к пустышке затянулась до трех и более лет, важно понять что происходит. Связано ли такое поведение с повышенной тревожностью малыша, или вы просто не придаете большого значения тому, сосет ли ваш малыш соску или нет. Может быть, что-то не складывается во взаимоотношениях в семье, или в отношениях с ребенком. В любом случае, длительная привязанность к соске может препятствовать освоению ребенком новых, соответствующих возрасту, форм взаимодействия с окружающим миром. Порой самостоятельно найти причину происходящего бывает не просто, поэтому в случае затруднений лучше обратиться к специалистам (психологам, психотерапевтам). Детские и семейные психологи помогут разобраться в ситуации и наметить пути дальнейшего их разрешения.
Не зависимо от того, будете ли вы использовать пустышку, или нет, для любого малыша любовь мамы, чувствительность мамы к его потребностям, являются главными условиями его благополучного развития.

Губина Ольга Васильевна - медицинский психолог ИПЦ «Белый слон».
«Только мама, благодаря своей способности, данной ей природой, воспринимать потребности и особенности своего малыша, может сориентироваться во всем многообразии современных советов и выбрать для своего ребенка то, что ему действительно необходимо, что благоприятно скажется на его развитии. Важно только научиться прислушиваться к себе и начать себе доверять.»

Шуляк Анастасия Георгиевна - детский психолог ИПЦ «Белый слон».
«Главное, чтобы соска- пустышка не вызвала привыкания у родителей, ведь ни одна вещь не сможет заменить материнской груди, теплого контакта с ней, чувства защищенности и любви.»
 
©​ 2008г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить