Шаги к самостоятельности

Воспитывать детей - значит, учить их обходиться без нас. Задача каждого ребенка - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим обустроить свою жизнь, принимать решения и отвечать за свои поступки. Задача родителей - помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что самостоятельность и ответственность не вырастают на неподготовленной почве. И в каждом возрасте есть свои зоны ответственности ребенка. Так, для малышей большое значение имеют навыки самообслуживания. Для ребят 5-9 лет - помощь по дому, освоение главных приемов учебной деятельности, первый опыт распоряжения деньгами. Для младших подростков (10-12 лет) - выбор занятий, кружков, дорога в школу без провожатого или решение о том, когда делать уроки - до просмотра любимого сериала или после: главное, чтобы уроки были сделаны! Подросток яростно отстаивает свое право на выбор друзей, манеру одеваться и музыкальные пристрастия. А выпускник совершает один из самых серьезных выборов в своей жизни - профессию и ВУЗ.

Нередкой, однако, становится ситуация, когда родителям легче, спокойнее и удобнее многие вещи делать за ребенка. Причины могут быть разные - взрослый сделает быстрее, лучше, аккуратнее. Так спокойнее и безопаснее. Но каждый раз, выполняя что-то, с чем ребенок может справиться, мы выстраиваем пусть небольшую, но преграду на пути развития его самостоятельности. Другое дело, что в каждом возрасте различны объем и качество тех дел, которые мы можем поручить ребенку и за которые готовы отдать ему ответственность за результат.

По мнению специалистов, к двум годам ребенок должен уметь:
 
  • Проситься и ходить на горшок;
  • Заинтересованно относиться к процессу одевания - охотно принимать нужные для одевания позы и даже пытаться самостоятельно одеться;
  • Мыть и вытирать руки;
  • Самостоятельно есть и уметь пить из чашки;
  • Уметь самостоятельно пользоваться ложкой, вилкой;
  • Чистить зубы с помощью взрослого;
  • Имитировать поведение взрослого: пытаться помочь родителям по дому и пр.
К трем годам:
 
  • Есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;
  • Одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь (вполне допустимо, что иногда «не на ту ногу»).
  • Знать последовательность раздевания и складывания одежды;
  • Замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и просить взрослых о помощи.
Также малыш должен освоить ряд социальных навыков:
 
  • Знакомиться со сверстниками;
  • Называть ребят и взрослых по имени;
  • Играть с другими детьми;
  • Воспринимать некоторые правила и подчиняться им.
Все эти навыки позволят ребенку благополучно адаптироваться к условиям детского сада, а также будут способствовать формированию адекватной самооценки и уверенности в своих силах.

В возрасте 3-6 лет у ребят возникает естественный интерес к домашним обязанностям и делам: сложить игрушки обратно в коробку, разгрузить стиральную машину, отнести тарелку в мойку, протереть стол после ужина, пропылесосить... Такие дела легко усваиваются в раннем детстве, если они сопровождаются похвалой, ласковым обращением и превращены в игру, а не в скучную обязанность. Очень важно доверять ребенку выполнять те задания, которые ему по силам и которыми он занимается охотно. Возможно, при этом немного страдает качество: взрослый аккуратнее разложит в детском уголке игрушки, и тарелка не разобъется в руках у мамы. Но если мы стремимся все сделать за ребенка, потому, что это у нас лучше или быстрее получится, вполне закономерно, что впоследствии он ничего не сможет и не захочет делать самостоятельно. Приучить к порядку подростка, если это ему раньше не было свойственно, практически невозможно!

По мере того как ребенок взрослеет, поручайте ему несложные домашние дела. Важно, чтобы он понимал, что у всех членов семьи, в том числе и у него, есть свои обязанности и их нужно выполнять.
Развивать самостоятельность ребенка возможно только в соответствии с «зоной ближайшего развития». Это психологический закон, открытый выдающимся отечественным ученым Л.С.Выготским. Суть этого закона в следующем: в каждом возрасте, для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при помощи взрослого или же недоступные вообще. По мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой (папой, бабушкой...). Зона дел вместе - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее.

В качестве примера - схема-алгоритм выполнения домашних заданий для родителей школьников:
 
  • Вы как можно больше заданий выполняете вместе с ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете ему восполнить пробелы и освоить эффективные способы работы.
  • Часть работы ребенок выполняет сам. Но Вы должны быть уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха. Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь знак, например, восклицательный или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком убедитесь, что правильно сделанная часть работы увеличивается с каждым днем. В случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе - ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со многими трудностями.
  • Постепенная самостоятельная работа расширяется до того, что ребенок сам выполняет самостоятельно все уроки. Ваша поддержка на этом этапе - скорее психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл этого этапа - ребенок убеждается, что уже очень многое может сделать сам, но вы всегда его поддержите.
  • Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, контролирует себя с помощью часов. Вы можете при этом отсутствовать или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработаете навык самостоятельной работы.
Конечно, данный алгоритм действий требует много времени и сил, но разве меньше сил мы тратим на бесплодную борьбу «чтобы сел...», «чтобы начал и не отвлекался...»?

Не забывайте отмечать любые успехи ребенка, пусть минимальные, пусть представляющиеся естественными и само собой разумеющимися для нас, взрослых. Наше внимание к достижениям ребенка закладывает основы будущей самооценки, что, в свою очередь влияет на уверенность человека в себе - незаменимое качество для любого, кто хочет быть в жизни самостоятелен, успешен и счастлив.
Таким образом, чтобы научиться быть самостоятельным, ребенок должен иметь достаточный опыт выполнения дел и обязанностей без помощи других людей. Предоставляйте ему больше возможностей делать что-то самому, проявлять инициативу, нести ответственность за свои действия.
 
©​ 2009г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить