Развитие ребенка от шести до семи лет


«Возраст 6 - 7 лет - время кардинальной смены социального статуса ребенка - ребенок становитсяшкольником...»
А.А. Реан «Психология детства»
 
Возраст 6 - 7 лет чрезвычайно важен для психического и социального развития ребенка. Заканчивается чудесная пора детского сада, у ребенка появляются новые обязанности, которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.

Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Ведь задолго до поступления в первый класс, родители настраивают своего ребенка на обучение (будь то подготовительные курсы в школу или школы развития).

В описываемом возрасте происходят существенные изменения в психической сфере. Начинает формироваться абстрактно-логическое мышление (ребенок учится использовать и формировать понятия и логические конструкции). Дети 6 - 7 лет начинают классифицировать группы предметов по какому-то признаку. Суждения в этом возрасте приобретают уже большую объективность и реальность. Мышление ребенка этого возраста становится похожим на мышление взрослого.

Готовя ребенка к поступлению в школу, очень важно обратить внимание на его эмоциональную «зрелость». До середины детства ребенок был связан тесными эмоциональными связями с родителями и другими близкими людьми, он был погружен в эти чувства и еще пока не умел их анализировать. Случайно сказанное оценочное замечание чужого человека оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Так вот эмоциональная зрелость будет говорить об уменьшении импульсивных реакций ребенка на то, или иное событие. Также, к этому возрасту ребенок учится выражать свои эмоции в соответствии с новыми социальными нормами и требованиями.

С подготовкой к школе увеличивается количество требований, ожиданий, делается акцент на том, что ребенок «уже много чего должен», а не на том, что он «хочет». Поэтому, часто именно в 6 - 7 лет дети часто начинают ощущать себя одинокими и «лишенными детства». Чтобы этого не случилось, родителям нужно как - можно больше хвалить и видеть самые крохотные успехи ребенка, стараясь давать поддержку даже в самых обычных ситуациях. Для формирования нормальной самооценки ребенок также должен ощущать себя любимым и значимым для своей семьи. 

В возрасте 6 - 7 лет у детей может быть много друзей. Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро обрываются. «Друг» сейчас - это, прежде всего, тот, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, в основном, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме, ходят в одну секцию и т.п. Характеризуя своих приятелей, ребенок указывает, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». А вот неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми этого возраста очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. Поэтому, у ребенка должна быть хотя - бы одна взаимная привязанность, тогда он перестанет осознавать свое объективно тяжелое положение в системе личных отношений в группе.

Из-за эмоционального перенапряжения и тяжелой физической нагрузки (ведь многие дети к 6 годам имеют значительные успехи в спортивных секциях и музыкальных школах), ребенок становится более плаксивым, неспокойным, либо проявляет несвойственные ему агрессивные реакции. Поэтому, бессознательно, дети стараются снять негативное напряжение любыми способами (неожиданно разыгравшись или разбегавшись, они уже не могут остановиться и успокоиться).

По мнению Профессора Дубровиной И.В. можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных» детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.

Агрессивные дети, хотя в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию. Поэтому, относя своего ребенка к этой группе, стоит обратить внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность ее действия и характер причин, порой неявных родителю, вызвавших аффективное поведение ребенка.

Эмоционально-расторможенные дети, реагирующие на все события слишком бурно. Если такой ребенок выражает восторг или страдает, его реакцию будут слышать далеко за пределами его местонахождения. Моменты активности и энергичности сменяются у таких детей резкими перепадами слез и раздражительности.

Застенчивые, ранимые, тревожные дети - стесняются любых проявлений себя и собственных реакций. Они тихо переживают свои проблемы, пряча их внутри, боятся обратить на себя внимание.

Родителям стоит помнить, что в возрасте 6 - 7 лет любые негативные эмоциональные реакции носят, чаще всего, защитный характер. И, вот каких правил следует придерживаться, в общении с любым ребенком, подходящим под одну из описанных групп:
 
  • чувства ребенка нельзя оценивать - также, как и невозможно требовать, чтобы он не переживал то, что он переживает. Обычно, бурные аффективные реакции ребенка - это результат длительного сдерживания эмоций. И, если у ребенка будет возможность «отыгрывать» свои чувства своевременно, возможно, интенсивность проявлений будет снижена.
  • необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды, объясняя и показывая на личном примере.
  • не стоит совсем ограждать ребенка от отрицательных переживаний, их стоит смягчать. Важно помнить, что ребенку этого возраста уже необходим динамизм эмоций и их разнообразие.
  • В этот возрастной период у детей начинают активно развиваться такие социальные эмоции, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность к сопереживанию.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Но пока ребенок еще находится в большой эмоциональной зависимости от родителей и других значимых взрослых.

Возраст 6 -7 лет - период, когда у детей особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что одной из возрастных задач этого периода является задача овладеть всеми доступными движениями, испытать и совершенствовать свои двигательные способности и тем самым учиться владеть своим телом. Дети в этом возрасте жизнерадостны, активны и любознательны. Значительная часть их активности связана с проверками на прочность, гибкость, способность к превращениям любого предмета. У мальчиков этого возраста средством достижения высокого статуса помимо ловкости и сообразительности является физическая сила и вообще способность действовать (поджигать, плавить, производить сильный шум и т.д.). Девочки, в большей степени, стараются предмет сохранить и сберечь. В своих играх они «организовывают красивое целое из отдельных элементов».

В этот период у ребенка обостряется интерес к устройству вещей, он стремится их освоить, приспособить к чему-нибудь. Когда родители поощряют детей мастерить что-нибудь, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и развиваются способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

Описываемый нами возраст - время, когда ребенок уже осознает в себе личность и настроен на то, чтобы с его знанием себя считались другие. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в новой среде и преодолевать трудности, связанные с процессом обучения, ему необходимо иметь положительное представление о себе. От характера личных представлений ребенка о самом себе зависит большая или меньшая уверенность его в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, соответственное отношение к допущенным ошибкам, выбор посильной задачи.

Дети с отрицательной самооценкой склонны в каждом деле видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются, трудно сходятся со сверстниками.
Представления о своей ценности либо способствуют движению ребенка вперед к успеху, либо не дают ему возможности успешно продвигаться в учебной деятельности. Неадекватная самооценка ребенка нуждается в коррекции.

Дети этого периода не только учатся и познают, но активно и с удовольствием играют в различные игры. Но теперь их, в большей мере, интересует результат, а не процесс игры. В связи с этим в игре все большее место занимает соревнование. Помимо подвижных игр (таких, как: футбол, хоккей, волейбол, бадминтон) дети любят играть в настольные игры. В настоящее время стало повальным увлечение детей играми на компьютере и на различных электронных приставках, что не только не способствует гармоничному развитию ребенка, но и представляет определенную опасность.

Существуют специфические игры, которые предпочитаются мальчиками и девочками. Мальчики играют с машинами, игрушечным оружием, собирают различные модели из конструкторов. Девочки больше играют с куклами, игрушечной посудой и мебелью, кукольной одеждой и домами для кукол.

С постепенно растущей ориентацией на сверстников все менее значимым становится эмоциональная зависимость ребенка от родителей. Начинается период постепенного психологического отделения ребенка от взрослого и обретение им независимости и самостоятельности. Контроль со стороны родителей еще должен оставаться и сохраняет свое воспитательное значение, но постепенно должен становиться менее опекающим и более тонким. В то же время, образцы поведения родителей являются для ребенка одним из важнейших источников нравственного поведения. Реакции и оценки родителей пока остаются самыми значимыми для ребенка.

Заканчивая эту статью, хочется верить, что родители, желающие видеть своего ребенка счастливым, уверенным в себе и своих силах, будут пробовать находить ту грань, когда отношения «родитель - наставник - друг» будут удерживаться в одинаковом соотношении. «Хороший родитель» - тот родитель, который всегда готов оказать поддержку и помощь, но если ребенок об этом сам попросит; который слышит и видит все, что происходит с его ребенком, отлавливает все оттенки настроения своего ребенка, но не всегда комментирует их; который знает особенности всех друзей своего ребенка, но не диктует, с кем из них быть ближе, а с кем дальше. Пробуйте стать «хорошими родителями» для своего ребенка, тем более это не так сложно!
 
©​ 2010г., Информационно-психологический центр «Белый слон» 





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить