Развитие ребенка от года до двух лет

Уже давно известно, что первые годы жизни ребёнка играют важную роль для его дальнейшего роста. В значительной степени с 1 года до 2-х лет закладываются основы здоровья, эмоционального развития, образовательных и поведенческих способностей, уверенности и его отношений с другими людьми. Всё, что родители вкладывают в своё чадо, все их затраты, забота, любовь и внимание в период формирования личности ребёнка рано или поздно приносят свои плоды.

В каждом возрасте есть свои радости и свои трудности. Нарушение сна, рассеянность, проблемы с туалетом, речью, поведением (кусание, вспышки раздражения и т.д.), стремление к независимости - все эти вопросы волнуют родителей малышей второго года жизни и иногда приводят к растерянности и полному отчаянию.

Что важно знать родителю?
Каждому возрасту соответствуют свои потребности, в каждом возрасте есть свои особенности и нормы развития. И их нужно знать. Что ожидать от своего малыша, как его понимать и принимать, по каким вопросам его развития и поведения стоит волноваться и предпринимать меры, чтобы избежать отрицательных последствий, а где быть спокойным и уверенным родителем - наша информация поможет Вам сохранить уверенность, самоуважение, поможет раскрыть родительский потенциал.

Что ожидать от своего малыша?
Главное двигательное достижение - это ходьба. Ребёнок начал самостоятельно ходить. Освободившиеся руки позволяют экспериментировать с окружающими предметами, формируется навык преимущественного использования правой или левой руки, совершенствуется координация движений. Именно двигательная активность способствует развитию познавательных способностей ребёнка.

Обратите внимание, может ли Ваш ребёнок:
 
  1. катать и бросать мяч,
  2. самостоятельно выполнять двигательные действия с предметами на колёсиках (каталки, машинки, велосипед),
  3. переползти через бревно,
  4. влезть на лестницу, высотой 1 - 1,5 метра и спуститься со страховкой,
  5. ходить по неровным дорожкам,
  6. перешагивать препятствия,
  7. играть в Вами в подвижные игры: «собери кольца», «догони верёвочку», «птицы машут крыльями»...
Игра для малыша - это не просто забава, это большая работа. Чтобы для ребёнка игра (игрушка) стала любимой, нужно, чтобы она соответствовала возрасту и основным потребностям.

Игрушки второго года жизни:
 
  1. игрушки, помогающие развивать крупную моторику и общую двигательную активность: мячи разных размеров, каталки, качалки, горки, санки...
  2. игрушки для развития мелкой моторики, четких движений: кубики, формочки для игр с водой и песком, пирамидки, матрёшки...
  3. музыкальные игрушки: барабаны, бубны, ксилофоны, гармошки...
  4. игрушки для развития творчества: цветные мелки, пластилин, наборы для аппликаций...
  5.  игрушки, помогающие узнавать окружающий мир: кукольная посуда, мебель, бытовые и садовые инструменты (лопатки, грабли, ведёрки), куклы, животные, различная техника (легковые машины, грузовые, пожарные, поезда, самолёты).
Что должен уметь ребёнок до 2-х лет:
Ребёнок должен выполнять усложняющиеся задания на подбор, соотнесение и группировку предметов (игрушек):
 
  1. соединение частей (2 детали, 3 детали с помощью взрослого);
  2. сравнение по форме, цвету, величине (понимает слова: побольше, поменьше), собирает пирамидку из 2-х, 3-х частей самостоятельно, из 4-х, 5-и с помощью взрослого;
  3. обобщение по признакам: самостоятельно выбирает из 4-х предметов, 4-х цветов - по заданию;
  4. умение самостоятельно вылавливать из воды (тазика, чашки, ванны) сачком, понравившуюся игрушку;
  5. умение играть с песком, молоточком и втулками;
  6. умение строить и знать названия (дом, крыша, забор, стул);
  7. сюжетно - отобразительные игры: кормление куклы, заворачивание и баюканье.
Богатое языковое окружение ребёнка стимулирует его речевое развитие, расширяет словарный запас и формирует культуру общения. Обедненная речевая среда - затормаживает речевое развитие. В возрасте 1-2 лет ребёнок понимает речь, без картинок, по опыту, понимает рассказ о прошлом (куда ходили, что видели). Он может выполнить поручение, состоящее из 2-х, 3-х последовательных действий (возьми, принеси, положи), знает названия частей тела, лица. У ребёнка очень активно растёт словарный запас и к 2-м годам он строит предложения из 2-х, 3-х слов, может менять интонацию, силу голоса, темп речи, запоминает четверостишья, потешки, слушает с интересом сказки, просит прочитать любимую книжку, вступает в диалог по поводу картинок.

Эмоциональные и поведенческие особенности детей второго года жизни
Каждый месяц в развитии ребёнка этого периода имеет большое значение. Он осваивает огромное количество навыков, что способствует его психическому развитию. По особенностям поведения малыша можно судить, идёт ли его развитие по «правильному пути»:
 
  1. Подражание взрослым и в силу этого выделение своей половой принадлежности, отношение к себе как к мальчику или как к девочке.
  2. Отделение от мамы, отказ от груди.
  3. Расширение границ познавательной активности и представлений о себе, предметах и явлениях.
  4. Первые представления о предметах и явлениях:
    1. О самом себе. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: «Коля хочет гулять» или «Дай Коле шарик» и т.п.
    2. О своём внешнем виде. Может отвечать на вопросы: «Где у Коли ручки, а где у Коли ножки?» (глазки, носик и т.п.).
    3. О своих действиях. Комментирует свои действия. Например: «Коля моет ручки» (ест, играет, одевается, кушает и т.п.)
    4. О своих желаниях. Высказывает свои потребности. Например: «Коля хочет лошадку» или «Коля хочет попить».
    5. О близких людях. Имеет представление о том, кто и кем ему приходится: «Моя мама» (бабушка, сестра, брат и др.)
    6. О пище (знает продукты: хлеб, молоко, яблоко, морковка...)
    7. О блюдах (отличает суп, кашу, кисель и т.п.)
    8. Об игрушках (знает мишку, зайку, куклу, машину, кубики, барабанчик и др.).
Данные представления естественным образом формируют определенные связи в коре головного мозга, запускают механизмы интеллектуального и психического развития, соответствующего возрасту.

Что может приостановить развитие?
Приостановить развитие может любое потрясение или страх. Во-первых, потому, что страх блокирует многие психические процессы (мышление и память, внимание), а во-вторых, возраст до двух лет является очень чувствительным.

В этом возрасте главный детский страх - потеря мамы и маминой любви. Взрослым кажется, что материнская любовь неоспорима и ничто не сможет разрушить ее, однако, детское мышление, а чаще всего фантазии требуют постоянного подтверждения того, что мама здесь и все так же меня любит. Отлучение от груди или выход мамы на работу может пониматься ребенком именно как то, что по какой-то причине его перестали любить. Ребенок постепенно начинает осознавать, что желания матери не всегда совпадают с его собственными, поэтому часто вступает в конфликт с ней.

В этом же возрасте появляется чувство ревности и собственности по отношению к матери. Задача родителей в этот период дать понять ребенку, что это только его фантазии, реальность же совсем другая - она более надежная, стабильная, любящая и принимающая. Родители должны понимать, что здесь нет патологии, но и не забывать, что причиной этого является внутреннее напряжение малыша. Справиться с ним ребенку помогут ваша любовь и понимание.

Самостоятельность или привязанность?
Любовь и страх потери с одной стороны, раздражение и ревность - с другой, вот два противоположных полюса, которые воздействуют на ребенка. В это время наблюдаются периоды необъяснимых капризов и недовольства, а также вновь возникающий страх перед незнакомцами и разделением, нарушение сна и тенденция к депрессивному настроению.

Часто мам ставят в тупик, с одной стороны, желание ребенка стать более независимым, а, с другой - настойчивые требования разделить с ним каждый аспект его жизни. В это время очень важно, чтобы мама не отстранилась и не реагировала резко на двойственность поведения своего ребенка, чтобы она оставалась эмоционально доступной для него с предсказуемым поведением, но, в то же время, чтобы она мягко направляла его в сторону самостоятельности.

Общение
Учить ребёнка взаимодействовать с другими людьми модно уже сейчас. Если ребёнок не желает общаться с малознакомым человеком, это нормально, однако, не означает, что ему надо вообще избегать контактов с посторонними. Старайтесь, чтобы день вашего ребёнка был организован так, чтобы он в естественной обстановке встречался и общался, например, с соседкой, гуляющей с собакой или врачом в поликлинике. Ваши гости и знакомые должны быть всегда доброжелательны к малышу: чаще улыбаться, смеяться, говорить ему больше ласковых слов, ни в коем случае не раздражаться и не кричать.

Важно также научить ребёнка играть со сверстниками рядом, не мешая друг другу, просить игрушки и делиться ими, здороваться и прощаться.
Не нужно забывать о том, что ваше слово для ребёнка должно быть определяющим и решающим, а понятия «нельзя» и «можно» понимались бы и исполнялись.

Помните при этом:
 
  1. категорические запреты тормозят развитие ребёнка;
  2. не стоит стараться оградить ваше дитя от всех неприятностей, запрещая ему ездить с горки или убирая с его пути любую вещь, о которую он может споткнуться.
  3. предупреждайте кроху об опасности, будьте готовы помочь, но откажитесь от чрезмерной опеки.
  4. постоянные упреки в том, что малыш сделал что-то не так и опасения за то, что у него не получится, способствуют появлению у него чувства неуверенности в себе. Если запрет не категоричный, но вы всё же хотите оградить ребёнка, говорите так: «Это можно посмотреть только с мамой» или «Ой, это не интересно, посмотри лучше на это» (т.е. переключите внимание) или «Осторожно, это горячо» (говорите испуганным голосом).
Для того, чтобы успокоить малыша, поднять его эмоциональный тонус, снять тревожность в незнакомой обстановке, полезны игры на руках или на коленях у взрослого («По кочкам, по кочкам», «Ладушки»).

Положительные эмоции от непосредственного контакта со взрослыми развиваются, также, в подвижной игре «Догоню-догоню». По сигналу: «Беги!», малыш убегает, а по сигналу: «Догоню!», взрослый пускается вдогонку, а догнав - обнимает и крепко прижимает ребёнка к себе.

Можно сделать малышу игрушку, которая бы меняла выражение своего лица в зависимости от поступка ребёнка. Это может быть двусторонняя плоскостная кукла. С одной стороны у куклы радостное выражение лица, с другой - грустное. Пусть кукла висит на видном месте, радуясь тому, что делает малыш. Но если он капризничает, делает что-то плохое - поверните куклу грустным лицом наверх. Скажите: «Кате это не нравится». Ребёнок будет замечать изменение выражения лица куклы и обращать внимание на выражение лица у людей. Кроме того, такая игра избавит вас от необходимости всё время делать замечания ребёнку от своего имени.

Многому можно научиться в обычной жизни, гуляя, играя на кухне с мамой, общаясь с родными. Помогайте ему и вместе вы преодолеете все подводные камни этого возраста.
 
©​ 2009г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить