Развитие ребенка от двух до трех лет

И, снова, вы и ваш ребенок стоите на пороге нового, еще не испытанного переживания, очередного приключения - периода 3х лет.

Многие считают этот период самым интересным, но в то же время одним из сложных в воспитании. Практически все родители имеют представление о влиянии на ребенка известного "кризиса 3х лет", когда возникают особого рода капризы и трения. Но как при этом поступать, известно далеко не всем. Чаще всего в обиходе имеется ряд решений, и родитель чувствует себя сбитым с толку: делать ли то, что сам думаешь, то, о чем говорят книги или советуют родственники и знакомые.

Наиболее разумным и важным представляется то, что ближе вам и вашему ребенку. Но, чтобы быть уверенным в разумности своих действий, вы должны взвесить все за и против, не действовать с горяча и разобраться в особенностях возраста 3-х лет.

Что нужно знать
Период от рождения до 3-х лет, это время, когда наиболее активно формируются связи между клетками головного мозга. Однако, удивительно то, что количество таких соединений достигает примерно 70%, увеличивая возможности мозга. К трем годам мозг достигает 80% своего взрослого потенциала. Эта первоначальная нейрофизиологическая база используется в дальнейшем для формирования более зрелых способностей. Учитывая это, не нужно требовать от ребенка невозможного. К примеру, слова "должен", "надо" и "как тебе не стыдно", еще не смогут найти в осознании ребенка своей нервной связи.
 
Эмоции прежде всего
Деятельность трехлеток напрямую связана с эмоциями. Эти дети любят различную физическую активность: бегать, карабкаться, кататься на велосипедах, прыгать, играть в воде. Они очень любопытны, находят окружающий мир весьма забавным и получают удовольствие от новых знакомств, как с детьми, так и со взрослыми.

Трехлетние дети с удовольствием берутся за все новое, лишь бы им это доставляло удовольствие. Рисование, пение, танцы, плавание, стихи и даже японский язык - все это ребенок может освоить без труда и делать большие успехи, пока ему не надоест. Бывает, дети уже чему-то научились, но, вдруг, потеряли желание продолжать занятия и даже выказывают стойкое сопротивление. Это происходит от спада положительных эмоций, на которых и держится весь интерес, а произвольного поведения еще нет, поэтому и смысл этого ребенок просто не понимает. Главное, чтобы родители не нервничали, потому что, как известно, эмоции заразительны. Ребенок же будет реагировать на них тем или иным способом.
Так, иногда, ребенок на время может утратить некоторые приобретенные функции, например, приучение к горшку. И здесь важно знать, что это так же выражение какой то эмоции.

Родителям важно знать еще и то, что следствием измененного эмоционального состояния являются также детские болезни. Это частые простуды, кашель, отит, всевозможные инфекции, в том числе подхваченные в детском саду, которые беспокоят родителей примерно с 2-х до 3-х лет. Так, нежелание посещать детский сад, может выражаться в плохом иммунитете и подверженности постоянным простудным заболеваниям. Часто, эти проблемы сходят на нет после 4-х лет, когда у ребенка все больше возрастает способность к осознанию многих вещей и созревают более зрелые психические механизмы, а может, просто его эмоциональный фон пришел в порядок.
 
Восприятие себя и мира
Развитие и взаимодействие трехлетних детей с окружающим миром идет крайне неравномерно. Порой они бывают очень взрослыми, а порой родителям стоит больших усилий, чтобы понять и успокоить своего малыша. В этот период ребенок воспринимает мир только в черно-белых тонах. И еще одна особенность - часто ребенок еще не способен разделить свой мир и реальность: если плохо ему, то и мир вокруг кажется ужасным, если же хорошо, то он готов любить и радовать каждого встречного, делать искренние подарки близким людям. Ребенок видит себя в мире самым важным и главным, он считает себя причастным практически ко всем событиям и его требования кажутся ему абсолютно разумными и неоспоримыми.

Самостоятельность
Говоря о самостоятельности, необходимо иметь ввиду то, что это лишь попытка ребенка выделить себя в мире других людей как равного и полноправного. Ребенок осознает, что он такой же, как мама или папа и начинает вести себя, как ему кажется, по взрослому, т.е. уверенно в своей правоте. Сказал "нет", значит "нет"! Сказал "хочу", значит, "будьте добры+"!

Давать по возможности, как можно больше исследовать этот мир, важная задача родителей. Не менее важно, относиться также с уважением к желаниям ребенка, а если вам придется ему отказать, то тоже с уважением.

В конфликте 3х лет наравне с самостоятельностью всегда присутствуют вспышки гнева и раздражения. Для взрослых такое поведение ребенка является основной трудностью. Важно знать, что гнев и злость - это естественные эмоции, которые присутствуют у всех, в том числе и у детей. Однако, взрослый человек способен себя контролировать, он может быть в меру жестким и определенным, чего не скажешь о ребенке. Чтобы избежать эксцессов, трехлетний ребенок вряд ли сможет удалиться из комнаты, выйти в сад, подышать воздухом, прогуляться с собакой или включить телевизор. Напротив, ему важно, чтобы его немедленно услышали и увидели, а также поняли всю глубину его переживаний.
Чтобы свести вспышки гнева на нет, ребенку нужны сильные, спокойные и решительные взрослые. Если взрослый не проявляет таких качеств, а напротив, выходит из себя, ребенок по меньшей мере пугается, а дальше он понимает ненадежность и слабость своего спутника. А безопасно ли ему с ненадежным человеком? Если это родитель, то счет не в его пользу. У детей есть потребность сердиться, но они нуждаются в подтверждении того, что взрослый выдержит натиск и покажет свое спокойствие. Ведь, если ему не о чем волноваться, значит он знает как справиться с этой ситуацией.
 
Старое слово - дисциплина

Тесно с этим связан вопрос дисциплины, то есть, соблюдение определенных правил. Как бы не менялись взгляды на воспитание и развитие детей, без этого все же нельзя. Нужно лишь помнить про уважение, которое справедливо к обоим сторонам детско-родительских отношений.

Умение подождать, а также понимать значение слов "нет" и "нельзя" не должно быть для ребенка чем- то новым и ужасным. Для этого родители должны придерживаться одной позиции и быть последовательными в запретах. При этом разумно принимать во внимание различные правила, но выбрать наиболее важные, не допуская чрезмерных запретов.

 В три года ребенок становится особенно педантичным, поэтому, привитые в этот период правила и режим, а также навыки самостоятельности будут закреплены на долгие годы. Главное, преподносить это как обычный ритуал, который вы сами легко выполняете (как личный пример).

Хвалите ребенка за каждое успешно выполненное действие. Предлагайте ему разнообразные виды деятельности, творчества и увлечений, но не настаивайте на них. Пусть они войдут в привычку сами через положительные эмоции, тогда, поверьте, не нужно будет применять усилий, чтобы ребенок это делал. Будет достаточно обеспечить его развивающей средой и вашим личным любопытством к этому делу, ведь дети в 3 года считают себя такими же взрослыми и могущественными, как и их родители.
 
Что должен уметь ребенок к трем годам:
  • Использовать в беседе 2-3 предложения, называть другого по имени, пользоваться предлогами и прилагательными.
  • Чистить зубы с помощью взрослых, мыть и вытирать руки, одеваться (надеть футболку, варежки...)
  • Строить башню из 6-8 кубиков, проводить вертикальную линию, подражая кому-либо, узнавать 2-3 цвета, называть 4 картинки, 4-6 частей тела.
  • Стоять на одной ножке в течение 2-3 секунд, прыгать в длину, ловить мяч.
Игрушки третьего года жизни
  • Игрушки-персонажи любимых книг, мультфильмов, фильмов...
  • Куклы, которых можно мыть, кормить, с легкостью одевать.
  • Игрушечные наборы инструментов, кассы, пишущие машинки, компьютер и магнитофон для малышей.
  • Машины, грузовики, самолёты (разные виды транспорта).
  • Куклы, одевающиеся на пальчик, на ручку.
  • Книжки с большим количеством слов и более длинным рассказом.
  • Простые мозаики (4-5 элементов).
  • Игрушки для игр в воде (плавающие, брызгающие, для наполнения и выливания).
  • Наборы фигур, включая овалы, шестиугольники, восьмиугольники.
  • Конструкторы с большими деталями и простой сборкой.
  • Цветные лото, простые игры с цифрами и буквами.
  • Все виды музыкальных игрушек, включая гармошки, ксилофоны.
  • Песочница и формы для песка.
  • Спортивные уголки, игровые площадки с бревном и шведской стенкой, трёхколёсный велосипед.
Материалы для творчества:
  • Краски пальчиковые.
  • Пластилин (нетоксичный, цветной) - мять, катать, растягивать, лепить, делать отпечатки с помощью других предметов.
  • Рисование кистью с толстой ручкой, мольберт со специальным местом для красок.
  • Рисование губкой (вырезать из губки фигурку), ватными палочками, пёрышками - это уникальные инструменты, с которыми легко справляются детские ручки.
  • Рисование верёвочками разной толщины по большому листу бумаги.
  • Рисование водой и метёлочкой по асфальту.
  • Рисование растениями (можно делать отпечатки).
  • Создание книжек своими руками.
  • Коллажи с использованием: кусочков ткани, перьев, фасоли, вермишели, картинок из журналов.
  • Пустые катушки, пробки, пуговки и другие не очень нужные вещи помогут создать шедевр.
Каждый ребёнок рождается с желанием и способностью творить. Какая бы карьера ни ждала в будущем вашего малыша, приобщение к творчеству сделает его жизнь более богатой и насыщенной.

Несколько советов родителям:
  • Не бойтесь творить сами, покажите творческий пример, сами изобретайте новые способы творчества.
  • Пусть будет беспорядок, пусть правит свобода.
  • Не критикуйте, больше хвалите.
  • Станьте настоящим коллекционером: развивайте, собирайте в папки, в коробочки и т.д.
  • Рассказывайте сказки (сочинение сказок может стать хорошей семейной традицией).
  • Показывайте ребёнку красоту окружающего мира, ходите на детские концерты, слушайте дома разную музыку и т.д.
Но не переусердствуйте: слишком сильное давление отпугивает детей, поощряйте творчество во всех аспектах жизни: на кухне, у шкафчика с одеждой, в песочнице...

 
©​ 2009г., Информационно-психологический центр «Белый слон»
 





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить