Компьютерная зависимость у детей

Компьютер - польза или вред для ребенка.

Современная ситуация с компьютерной зависимостью детей и подростков тревожит и настораживает педагогов, родителей и психологов. Мы решили разобраться в проблеме и определить чего больше от этого увлечения: вреда или пользы.

Редкий ребенок сейчас не имеет дома в собственном пользовании компьютера. В школах задают много заданий, связанных с поиском дополнительной информации в Интернете. Даже дошкольники умеют пользоваться любой электронной техникой, выбирая и самостоятельно скачивая для себя компьютерные игры. Как определить время проведения перед монитором как «полезное», и в каких случаях родителям стоит начинать задумываться об его ограничении?

Если родители знают, что ребенок четко соблюдает договоренность по поводу работы с компьютером (для подростков – не более 1,5- 2 часов в день), если им не приходится в буквальном смысле «отрывать» ребенка от монитора, переживать за увлечение компьютером не стоит. Кроме огромного количества нужной и полезной информации, помогающей в развитии детей и расширяющей общий и предметный кругозор, ребята учатся общаться в социальных сетях, находят друзей, развивают коммуникативные возможности хотя-бы таким путем. Бывает так, что у достаточно активного подростка просто не хватает времени на общение с собственными друзьями, нет минутки на то, чтобы обсудить какую-то новость, тогда на помощь и приходит общение «в сети». Если же родители знают об одиночестве своего ребенка, стоит помочь ему найти настоящих «реальных» друзей среди одноклассников или других сверстников. Мамам и папам стоит обязательно быть в курсе того, в каких сетях и под какими именами зарегистрирован их ребенок для того, чтобы быть уверенными в безопасности подобного общения. Нужно задуматься и поговорить с ребенком о том, что не всегда по другую сторону виртуального общения находятся хорошие и позитивные собеседники. От них можно получить ненужные ему знания, негативные эмоции или открытую агрессию.

«Общение в сети» является незаменимым и единственным шансом коммуникации для детей с ограниченными возможностями, но время проведения у компьютера также не должно превышать указанные нормы.

Некоторые ребята играют в «стратегические» игры, обучаясь ставить цели и достигать их (хотя-бы в компьютерной реальности), выбирать верное решение в сложных ситуациях. Это может помочь и в обычной жизни, особенно, если они вместе с родителями будут обсуждать полученные результаты.
Есть некоторые компьютерные игры, помогающие определиться в будущей профессии. К примеру, девочки, подбирающие на экране различные аксессуары к одежде моделей, выбирающие разнообразные стили и представляющие себя в этих играх настоящими модельерами, возможно, в будущем выберут профессию, связанную с миром моды и красоты. А, если ребенок выбирает исключительно игры, в которых он лечит больных животных и ухаживает за ними, содержит целые питомники и клиники и стремится попасть поскорее домой, чтобы «покормить» своих виртуальных щенков и котят, возможно, он и не станет ветеринаром, но точно посредством игры будет снижать уровень агрессии и раздражительности.

Хотя, скажем честно, минусов в общении с компьютером гораздо больше, чем плюсов. Бесконтрольное время в виртуальном мире превращает детей в тревожных, эмоционально неустойчивых людей с резкими перепадами настроения. У учеников уже начальной школы меняются приоритеты и семейные ценности. Важным становится только получение новой игры или усовершенствованного «гаджета». Они очень быстро становятся взрослыми, не обретая настоящей взрослой самостоятельности и ответственности.

 Круглосуточное общение с компьютером ограничивает развитие эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной сферы, даже несмотря на обилие разноплановых игр. Это, скорее, выгодное времяпрепровождение ребенка для родителей, отнюдь, не являющееся полезным для самого ребенка. Развить гармоничную и социально адаптивную личность можно только в «живом» взаимодействии с социумом, родителями и друзьями.

Поэтому родителям стоит наполнить жизнь ребенка новыми интересными семейными традициями, ради которых он станет уменьшать время сидения «в сети». Не нужно дарить на дни рождения и в качестве поощрения только компьютерные новинки, игры или телефоны. Чудесным подарком может стать выезд на природу, турбазу, поездка в аквапарк, поход в цирк или любая настольная игра (при условии, что родители пообещают ребенку играть в неё вместе!). Старайтесь разнообразить возможности проведения свободного времени Вашей семьи, не показывайте личным примером, что, приходя с работы, Вам крайне необходимо сесть перед монитором и начать искать нужную информацию. Оставьте время для общения с ребенком, он будет Вам за это очень благодарен.

Если же родители стали замечать, что компьютер для ребенка стал единственным другом и объектом для общения, если он забывает поесть, сидя перед экраном по несколько часов подряд, если его перестал волновать внешний вид и порядок в его комнате, если ему стали безразличны проблемы семьи и вопросы друзей, нужно срочно обращаться за помощью к специалистам. Это – уже симптомы компьютерной зависимости, с которой справиться в одиночку у ребенка вряд ли получится. Если ребенок закатывает истерики и проявляет агрессию, когда его лишают компьютера, родителям нужно срочно выработать правильную стратегию помощи своему ребенку, которая не должна строиться на ответной агрессии и резких ограничениях свободы и потребностей ребенка. Начните с расширения возможностей дочери или сына, сначала предложите что-то взамен, а потом уже запрещайте или лишайте компьютера. Пароль, установленный родителями, делает обладание компьютером еще более желанным и не приносит ожидаемых результатов.

Психологи и нейропсихологи центра «Белый Слон» считают, что знакомить ребенка с компьютером стоит не ранее 6-7 лет. В этом возрасте у ребенка уже достаточно развита эмоциональная устойчивость, начали формироваться навыки самостоятельного поведения. Функция самоконтроля начинает развиваться только в начальной школе. Общение с компьютером должно жестко ограничиваться родителями по времени (не более 30 минут для дошкольников и не более 1 часа младших школьников).

Чтобы избежать попадания ребенка в полную и абсолютную зависимость от компьютера необходимо:
 
  • установить четкий режим дня для ребенка;
  • обязательно выбирать время для активного отдыха и прогулок;
  • находить время для общения с детьми (настольные игры, прогулки, поездки, совместное творчество и т.д.), не привлекая при этом телевизор и компьютер;
  • насытить жизнь ребенка интересными увлечениями и занятиями, чтобы у него всегда был выбор: посидеть в компьютере, искривляя позвоночник, или побегать с мячом во дворе, поплавать в бассейне или сходить в гости.
И, напоследок, хочется напомнить родителям о том, что если в семье сложились комфортные, доверительные и близкие отношения, если ребенок растет уверенным в том, что родители – это самые близкие и понимающие друзья, он, скорее всего, вырастет адекватной гармоничной личностью, не способной впасть в компьютерную зависимость и нанести себе непоправимый вред. В таких семьях виртуальная среда будет приносить только пользу.
 
©​ 2013г., Информационно-психологический центр «Белый слон»



  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить