Способы мотивации

Если в начальной школе ребенку просто нравится учиться и получать знания, если для него деятельность интересна сама по себе (он удовлетворяет собственную познавательную потребность), мы говорим о развитии у него внутренней мотивации. Если же значение имеют другие потребности (уважение и похвала родителей, социальный престиж, высокая отметка, покупка подарка за успехи в школе), мы говорим о внешних мотивах или внешней мотивации. Для учеников младших классов в силу особенностей возрастного развития характерна и наиболее эффективна внешняя мотивация («Я буду красиво писать, чтобы мама меня похвалила»). Внутренняя мотивация может начать развиваться к 11-12 годам при гармоничном развитии физиологической, психологической и интеллектуальной сферы ребенка.

Если говорить о способах внешней мотивации, существует несколько правил их использования. Каждая семья решает сама, какой способ мотивации будет значим для их ребенка (или сочетание способов). Это может быть только эмоциональное присоединение (словесная похвала и одобрение), это могут быть материальные вознаграждения (лучше, если это будут не деньги, а ожидаемые покупки, игрушки и т.д.).

Родителям следует запомнить несколько важных моментов, без которых способы внешней мотивации могут быть неэффективными:
 
  1. Желательно сохранять баланс между внешними и внутренними мотивами, т.е. за какие-то дела можно просто хвалить ребенка, а за успехи в школе, к примеру, обещать поход в кино или цирк.
  2. Внешние «мотиваторы» должны соответствовать возрастным потребностям (Если в начальной школе фраза «Я тобой горжусь!» повысит значимость и самоценность ребенка, то в среднем звене стоит включить материальное вознаграждение в виде покупки чего-то). Но в любом случае, не стоит растягивать исполнение внешних стимулов на длительное время («Будешь хорошо учиться, в конце учебного года купим тебе новый телефон»). Такое ожидание не под силу ребенку, лучше установить более короткие сроки (не дольше одной четверти, и то, с понедельным отслеживанием успехов и занесением их в какой-то блокнот). Иначе у ребенка сложится впечатление, что его успехи не интересны и не нужны вообще никому.
  3. Наделение ответственностью и «включение» в принятие серьезных семейных решений повышают самооценку ребенка.
  4. Желание достигать чего-то формирует «здоровые» амбиции ребенка.
  5. Обязательно обсуждайте вместе возможные результаты (в чем будет состоять помощь ребенка, и какое значение она будет иметь для родителей).
  6. Если родители пообещали за какие-то успехи приобрести значимую и ожидаемую покупку, нужно очень четко проговорить (или даже прописать конкретные критерии успеха и неуспеха), чтобы ребенок потом не чувствовал себя обманутым. Если взрослые видели, что ребенок по-настоящему старался, но результат не оказался столь позитивным, подкрепление все-таки должно быть. Можно обозначить Ваши ожидания и то, насколько они оправдались. В противном случае, если ребенок не получит желаемого, у него не только пострадает мотивационная сфера, ваши отношения станут менее доверительными.
К каким бы способам внешней мотивации родители не прибегали, обязательно стоит беседовать с ребенком о значимости школьных предметов и об авторитете педагога, о том огромном количестве новой и интересной информации, которую он узнает каждый день. Не забывайте, что основы мотивационной сферы закладываются в семье, а потом уже развиваются (или не развиваются) в школе. Если родители дома с удовольствием читают книги, ребенок тоже начнет их читать. Если в семье каждый имеет свои домашние обязанности и абсолютно спокойно реагирует на их выполнение, ребенок с детства не будет пугаться вытереть пыль в школьном кабинете или полить цветы. Взрослые, помните о том, что дети – Ваше отражение. Все, что Вы делаете и как Вы это делаете дома, ребенок, осознавая или не осознавая, будет копировать в коллективе сверстников. 

Если с первого дня учебы ребенок будет иметь строго структурированный режим дня, то через два месяца он привыкнет к тому, что с 15 до 17 он делает домашние задания. Ему так будет проще, и так будет легче родителям. Точно также, начиная приучать детей к самостоятельному и ответственному поведению, распишите для них те обязанности, выполнение которых Вы готовы отдать им (естественно, обратите внимание на то, находятся ли эти обязанности в зоне развития ребенка). Первый этап - Вы выполняете это задание вместе с ребенком, указывая ему на возможные сложности. Второй этап – Вы только напоминаете о том, что задание должно быть выполнено, и присутствуете рядом (можно помогать поощрениями и словесной поддержкой). Третий этап – ребенок делает все сам без напоминаний, а Вы только проверяете результат. Четвертый этап – подведение итогов. Родители хвалят ребенка (в любом случае!) за то, что постарался и показывают то, что, с их точки зрения, не совсем получилось. Задача родителей – максимально прописать и обговорить те обязанности, которые согласился выполнять ребенок. В конце недели, если ребенок будет стараться справиться со своими делами, его будет ждать поощрение – прогулка в лес, в гости или поход в игрушечный магазин. 

Последнее правило: приучая ребенка к ответственности, станьте ответственны сами. Если нужно встать рано – вставайте, а не лежите до последнего. Если приняли решение, что с собакой нужно гулять не менее 30 минут, вместе с ребенком засекайте время и доказывайте, что следуете своим обещаниям. Если сказали, что сначала – уборка, а потом – телевизор, будьте последовательны. Вашему ребенку так легче будет научиться нести ответственность за какие-то обязанности, а ваши отношения с ним станут более близкими и дружескими!
 
©​ 2013г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить