Как подготовить ребенка к школе

Я поступала в первый класс ровно тридцать лет назад. Уже тогда существовали школы с углубленным изучением иностранных языков или других предметов, приходя в которые, ребенок должен был, как минимум, уметь читать. Зачисление в мой первый класс проводилось на основании общения с учителем английского языка и проверкой моих навыков чтения и устного счета. Поступить в школу было гораздо проще, чем сейчас. Родителям пришлось только принести документы в приемную комиссию, а мне – пройти абсолютно несложное собеседование. Тем не менее, уже в первом классе стало понятно, кому из учеников школьная программа с дополнительными часами иностранного языка доставляет больше переживаний, чем радости. Их отрицательные результаты стали огорчением не только для них самих и родителей, но и для учителей и всех остальных ребят.

Многое за тридцать лет изменилось. Поступать в школу стало гораздо сложнее, как ребенку, так и родителям. Если раньше никто не задумывался о том, что обязательно нужно пройти подготовительные курсы или знать алфавит, то теперь это стало нормой. Заботливые родители, возможно, лишая ребенка частички настоящего детства, когда просто можно гулять, играть и наслаждаться счастьем свободы, отдают своего малыша в школы развития и на занятия по подготовке в школу. С другой стороны, если ребенка не готовить к поступлению в школу, потом ему будет непросто освоить все премудрости современных школьных программ и справиться с требованиями каждого учебного заведения.

Безусловно, каждая школьная программа имеет свои «плюсы» и «минусы». Подготовка к обучению для конкретного ребенка имеет свои отличительные особенности, которые будут зависеть от его темперамента, характера, усидчивости, способностей, интеллектуальной и эмоциональной зрелости. У кого-то подготовка к школе может занять всего несколько месяцев, а кто-то будет готовиться к школе два года. 

Начиная готовить своего малыша к поступлению в школу, родителям стоит помнить о трёх самых важных моментах: физиологической, психологической и эмоциональной готовности к обучению. Иногда, особо нажимая на формирование интеллектуальной готовности, взрослые совершенно забывают о том, что помимо освоения нового материала, ребенку придется много общаться в новом коллективе, поднимать руку и выходить к доске, преодолевая стеснение и собственные переживания. Бывает так, что в детском саду ребенок был очень активен и успешен, на всех утренниках читал стихи и играл главные роли в детских спектаклях. Воспитатели были уверены на сто процентов, что «он точно будет отличником». Когда малыш пошел в первый класс, он перестал отвечать на уроках, стал замкнутым, предпочитал просто отсиживаться на уроках, стал сильно уставать. 

Итак, с чего начинать подготовку к школе? Стоит ли вообще готовить ребенка к школе? Как узнать, стоит ли ребенку идти в первый класс с 6 лет или дождаться 7 лет? Какую выбрать программу, чтобы     малышу было интересно, и трудности доставляли больше радости, чем огорчений? Эти и многие другие вопросы очень волнуют абсолютно всех родителей будущих первоклашек. И мы попробуем помочь с ними разобраться.

Как мы уже говорили, готовность ребенка к школе определяется несколькими факторами. Раньше для поступления в школу было достаточно, чтобы ребенок умел читать, писать печатными буквами и считать в пределах 10. Сейчас эти навыки занимают совсем не ведущее место. На первое место психологи ставят физиологическую готовность ребенка к обучению. Насколько крепок позвоночник, насколько развиты мышцы спины, произошло ли окостенение фаланг пальчиков (если этот процесс еще в стадии развития, сложно будет ждать красивого и понятного почерка у ребенка), настолько ребенок будет усидчив на уроке. Ведь «слабая» спина не даст возможности высидеть 35 минут урока, малыш будет постоянно менять положение тела, давая мышцам двигаться, тем самым, будет тратить время не на усвоение материала. Обычных уроков лечебной физкультуры в детском саду бывает недостаточно. Родителям обязательно нужно добавить плавание, прогулки пешком и различные пальчиковые гимнастики для развития и укрепления мелкой моторики.

На втором месте – психологическая готовность к школе. Насколько развиты познавательные процессы: внимание, мышление, восприятие, память и речь. Также сюда относится формирование мотивации ребенка к школьному обучению. Ведь иногда малыш идет в первый класс, имея только «внешнюю» мотивацию, типа нового красивого рюкзака да обещания покупки нового сотового телефона. Формирование внутренней мотивации – это сложный и достаточно долгий процесс. Внутренняя мотивация ученика обязательно подкрепляется внешними факторами, такими как: эмоциональная поддержка, поощрение, помощь в организации выполнения домашних заданий.

Часто родителям очень сложно, а иногда совсем невозможно оценить уровень готовности к школьному обучению памяти, внимания, мышления, крупной и мелкой моторики ребенка. Ведь каждой маме и каждому папе всегда кажется, что их ребенок «самый сообразительный, самый способный, у него замечательная память, он начал рассказывать сказки с полутора лет» и т.д. Природой заложено «абсолютное восхищение» своим ребенком у родителей, особенно у женщин. Иногда, этот механизм дает сбой, и тогда, родители видят в своем малыше только недостатки и подчеркивают его оплошности. И это проблема самих взрослых, а не маленького человечка. Самооценка подрастающего малыша складывается из представлений о нем окружающих его взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей в детском саду. И если какое-то звено из этой цепочки постоянно посылает негативные сигналы, если для родителей ребенок «всегда неудачен и неуспешен», если для бабушки он «горе и наказание», если в детском садике на него не обращают внимания либо отмахиваются, как от назойливой мухи, понятно, что достойной самооценки и самоуважения ждать не придется. Такой ребенок вряд ли окажется успешным учеником, ему сложно будет найти друзей, он никогда не найдет собственное место среди одноклассников, постоянно испытывая при этом глубочайшую обиду на весь мир вокруг, злость, недоумение. Поэтому взрослым стоит помнить о том, что успех ребенка во многом зависит от их мнения о его способностях. Никогда не поздно помочь малышу развить нужные качества и навыки, подкрепляя это своей уверенностью в нем и любовью.

Как же можно определить уровень готовности к школе познавательных процессов? Как ответить самим себе, насколько хорошо развиты процессы запоминания и отражения материала, насколько развитие мышления соответствует возрастным особенностям, насколько речевые процессы сформированы для обучения грамотному письму и чтению? У специалистов – нейропсихологов есть замечательная подсказка для родителей, которые хотят оказать реальную помощь своему малышу. Для того чтобы узнать «слабые» места в развитии ребенка и понять, что с ними делать дальше, существует программа диагностики будущих первоклассников. Специалисты нашего центра рекомендуют проходить данную диагностику заранее, чтобы было время для развития того или иного навыка. Лучше если родители выберут время и пройдут диагностику за год до поступления в первый класс. На все интересующие вопросы у них обязательно появятся ответы. 

Центр «Белый Слон» предлагает диагностическую программу будущих первоклассников «Приключения Ням-Няма и его друзей». За основу взята психологическая игра кандидата психологических наук Битяновой М. Это замечательная сюжетная игра, в которой ребятам предстоит пройти множество испытаний и преодолеть различные препятствия. Ведь игра – это основной вид деятельности дошкольников. Через игру они развиваются, осваивают мир, учатся общаться и взаимодействовать. Игра помогает детям раскрыться. Пока ребята стараются спасти сладости доброго волшебника, нейропсихологи и педагоги фиксируют все результаты и собственные наблюдения. Собирая разбросанные в волшебном лесу осколочки мороженого, ребята получают огромное удовольствие от игры, а родители – материал для размышлений. В завершении программы родители приглашаются на итоговую встречу, на которой помимо беседы, получают три документа:
 
  • заключение нейропсихолога о развитии ребенка, где описано насколько уровень развития мышления, памяти, внимания, речи, крупной и мелкой моторики, коммуникативных навыков и т.п. каждого конкретного ребенка соответствуют его возрастным особенностям;
  • карту возможных школьных трудностей (к примеру, если у ребенка не сформированы пространственные представления, его ждут сложности в овладении письмом и чтением), а также при обучении быстрому счету. Имея такую карту, родители будут знать, на что именно нужно обратить серьёзное внимание в оставшееся до учебы время и восполнить недостающие знания или навыки.
  • карту развития интересов и способностей ребенка (что очень важно при выборе профиля школы).
На третьем месте психологи ставят развитие эмоциональной сферы ребенка. Насколько ребенок умеет контролировать собственные чувства, насколько долго он может выполнять непривлекательное в данный момент задание, насколько его импульсивные и экспрессивные реакции соответствуют его возрастному развитию, настолько он сможет справиться с появившимися к нему новыми социальными требованиями. Когда школа вводит свои стандарты в жизнь ребенка, в его поведении может появиться много отклонений: гипервозбудимость, гипердинамия, заторможенность, повышенная раздражительность и агрессивность и др. Все эти отклонения ложатся в основу детских страхов, у ребенка пропадает уверенность в себе, как следствие, снижается самооценка. Ребенок начинает плохо спать, тревожится из-за мнения о нем одноклассников, как защита срабатывают физические функции организма, т.е. включаются психосоматические реакции на стресс: ребенок начинает болеть. И можно долго поить малыша таблетками, прежде чем станет понятно, что все его болезни идут от неуверенности в себе, от страха общения или опасений показаться смешным, от неумения переживать неудачи, от отвержения одноклассников и отсутствия поддержки и понимания родителей. Для того, чтобы ребенок нормально вписался в школьную среду, ему необходимо научиться принимать, называть и уметь контролировать собственные эмоции, отстраняться от своих переживаний и видеть чувства других людей, адекватно реагировать на эмоциональные реакции окружающих, уметь устанавливать дружеские отношения, уметь просить о помощи и предлагать помощь другим. Именно поэтому навыки коммуникации также очень важны для того, чтобы ребенок стал не только успешным учеником, а был «выбираемым» для общения человеком в будущем. И это тоже очень серьёзная задача для родителей – научить своего ребенка общаться, обращать внимание не только на свои потребности, а еще и принимать желания окружающих, уметь слушать и слышать не только педагога, а и одноклассников, заботиться не только о своей маме, а и о соседе по парте. 

«Наука дружить и быть интересным окружающим – пожалуй, самый сложный предмет в образовании. Можно замечательно считать, красиво на бумаге излагать свои мысли и быть поэтом в душе, но оставаться закрытым эмоционально от остального «презренного» мира. Что означает, быть этому миру просто ненужным…», сказал профессор психологии Л.А.Регуш в своей книге «Проблемы психического развития и их предупреждение». И, наверное, он – тысячу раз прав. Если ребенок не удерживает дружеские связи, то и отношения с родителями, особенно во время подросткового кризиса, не будут для него ценны. Если для малыша важны только его желания, то он никогда не сможет стать заботливым родителем для своих детей. Если на просьбу товарища дать запасную ручку ребенок реагирует истерикой и слезами, скорее всего, он не вырастет добрым, щедрым и открытым человеком. Если родители сталкиваются с вышеописанными эмоциональными реакциями малыша, у них тоже есть время обратиться за помощью к специалистам и скорректировать отношение ребенка к окружающим его людям.

Завершая сегодняшний разговор, хочется добавить еще несколько важных моментов. Готовя ребенка к школе, помните о том, что время 5 – 7 лет – время игр. Старайтесь учить ребенка и взаимодействовать с ним, используя различные игры (ролевые, соревновательные, театральные, пальчиковые и т.д.). Придумывайте вместе сказки и различные истории, давая возможность малышу для проявления творчества и воображения. Учите говорить сложными предложениями, помогайте закончить начатые фразы, помогайте формулировать вопросы. 

Для формирования мелкой моторики подойдут любые игры с крупами, пуговицами и бусинками, конструкторы с мелкими деталями и вышивка крестиком. Делайте совместные подарки близким из различных природных материалов, учите ребенка видеть красивые цветы, интересных насекомых, чувствовать разнообразие запахов и вкусов.

Тренировать память можно даже на улице, вспоминая какую вывеску ребенок только что видел, что купили в магазине, описывая внешность только что прошедшего человека и т.д. Обязательно обсуждайте прочитанный материал, предлагайте свои варианты завершения сюжетной линии, старайтесь научить малыша запоминать героев произведений. На прогулке не просто будьте рядом, а играйте в подвижные игры с мячом, скакалками и мелками. Старайтесь наполнить жизнь ребенка позитивной энергией. Тогда никакое дополнительное обучение не будет ему в тягость. А отношения с родителями останутся доверительными и открытыми. Учите ребенка проговаривать испытываемые чувства на собственном примере, тогда ему будет легче определиться со своими эмоциями. Формируйте у малыша желание учиться, постигать что-то новое, интересоваться чем-то неизвестным, и тогда, проблема «мотивационного вакуума» не постигнет Вашего ребенка в возрасте 10 - 12 лет. Желание учиться складывается из успехов в школе, позитивного отношения к себе и уверенности в собственных силах. Это – так много и так мало одновременно. Самое главное, все это можно сформировать и предусмотреть заранее. И не беда, если ребенок пойдет в школу в 7 – 8, а не в 6 лет. Возможно, ему будет легче преодолеть все трудности и стать успешным, а значит – уверенным в себе и имеющим достойную самооценку, а это, согласитесь, замечательно!
 
©​ 2013г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить