И снова ... учеба

Новогодние каникулы были веселыми и шумными, радостными, полными гостей, сюрпризов и праздничной суеты. Кто-то уезжал из города и сумел абсолютно отвлечься от учебных заданий и школьных проблем. Кто-то провел каникулы дома, но не садился за книги и учебники, а много гулял на улице, ходил на каток и катался на лыжах. Тем не менее, отдых закончился, ученики вернулись в свои классы. И родители поняли, что всё, что было усвоено и приобретено за время учебы, потеряно, рассеялось, как туманная утренняя дымка. Ребенок снова стал рассеян и невнимателен, не хочет садиться за домашние задания, а решение задач повергает его в тоску и уныние. Некоторые уже успели «нахватать» плохих оценок. Иногда кажется, что зимние каникулы очень похожи на летний отпуск. Ребята полностью «выключаются» из учебного процесса.

Наступающая третья четверть считается самой тяжелой и сложной. Именно на долю этой четверти обычно приходится самый трудноусваиваемый материал. Усталость в организмах детей накапливается очень быстро из-за отсутствия солнца. Да и уменьшенный световой день дает о себе знать недосыпом, повышенным раздражением и нежеланием полноценно вкладываться в учебный процесс. Самым непродуктивным месяцем в плане усвоения школьной программы считается февраль. А это значит, родителям нужно заранее помочь ребятам настроиться на учебу. 

Сегодня мы попробуем помочь детям, дав несколько практических советов родителям. Прежде всего, установите режим дня для ребенка, какого бы возраста он не был. Если ребенок учится в начальной школе, то Вы знаете, сколько ему требуется времени на отдых, а сколько – на выполнение домашнего задания. Не забывайте о пятиминутках отдыха, в которые ребенок может делать любые разминочные упражнения или веселые пальчиковые гимнастики. Если Ваш ребенок – уже подросток, можно с ним вместе обсудить время для уроков и свободное время (не забыв, при этом, оставить немного времени на уборку комнаты или выполнение домашних обязанностей).

Для тренировки внимания и укрепления памяти родители могут играть с детьми в разнообразные игры, которые также помогут в улучшении отношений внутри семьи. Ведь играть с родителями и при этом получать полезные для себя навыки – это мечта любого ребенка.

Игры, которые помогут в развитии, укреплении и тренировке таких психических функций, как память и внимание:
 
  1. Игра «Фотограф» Есть несколько игроков, и есть ведущий, который очень внимательно осматривает внешний вид всех участников и выходит за дверь. После этого игроки меняют что-то в своем облике (добавляют или уменьшают детали одежды, надевают или снимают аксессуары, меняются элементами одежды друг с другом). По их сигналу ведущий входит в комнату и без слов старается вернуть все в первоначальный вид.
  2. Игра «Пропажи» Участники игры выходят из помещения, а ведущий остается в комнате и старается спрятать определенный предмет (это может быть медвежонок на брелке) таким образом, чтобы это место было видимым. Т.е. постараться оставить его на таком месте, чтобы он сразу бросился в глаза. Обычно, в этой игре, чем заметнее и проще место, где прячется предмет, тем дольше его ищут игроки. Потом ведущий зовет всех в комнату. Инструкция следующая: как только кто-то обнаружил предмет, он старается не показать виду, «заметает следы», пройдя еще несколько раз по комнате, а затем безмолвно садится в центр комнаты. Для ведущего это - информация о том, кто станет следующим ведущим, для игроков – что предмет уже кем-то найден, а значит, нужно быть повнимательнее.
  3. Игра «Найди слово» Все игроки пишут на листочке длинное слово, состоящее из большого количества букв (к примеру, слово «энциклопедия»). Нужно постараться составить из него много маленьких слов, используя только встретившиеся в нем буквы. Игра проходит на время. Повторяющиеся маленькие слова у нескольких игроков не засчитываются при подсчете придуманных слов.
  4. «Детектив» Игроки договариваются о том, что каждый берет для себя журнальный или газетный листок. Их задача будет: обнаружить на этой страничке и зачеркнуть все буквы «П» или определенные слова (можно искать несколько букв и слов). Игра проходит на время.
  5. «Убери лишнее» Можно выставить перед ребенком 7-10 предметов (игрушек, предметов посуды, кусочков картона разного цвета). Ребенок должен их запомнить. Потом взрослый прячет их под бумагу или тряпочку, при этом, убирая какой-то предмет. Задача ребенка – вспомнить, какой именно предмет стоял на этом месте.
  6. «Охотники» Ребенок – охотник, которому предстоит «ловить» буквы или слова. Взрослый рассказывает или зачитывает какую-то историю. Ребенок, услышав заранее обговоренную букву (или слово) должен хлопнуть в ладоши (т.е. «словить» букву или нужное слово).
  7.     «Да» и «Нет» - не говорить! Помните, в детстве родителей была игра «Вы поедете на бал?». Основной задачей этой игры было: отвечать таким образом, чтобы в ответах не встречались слова «да» и «нет» (таким образом, ответы получались не односложные, а развернутые). Сейчас в такие игры также очень полезно играть с детьми, задавая им вопросы на какие-то темы. При этом им нужно быть очень внимательными, чтобы не ошибиться и не использовать «да» и «нет».
  8. Картинки по нахождению отличий (сейчас такие картинки можно не только купить, но и скачать в Интернете). Они существуют различной сложности, есть даже для тренировки внимания у взрослых.
  9. Тематические игры в «Города», «Овощи и фрукты», «Имена», в которых игрокам требуется называть следующее слова на последнюю букву предыдущего. Можно просто по кругу называть любые слова на конкретную букву («сейчас вспоминаем все слова на букву «Т»»).
  10. «Вспомни, что было» В этой игре дети вспоминают детали каких-то событий, произошедших некоторое время назад. Инструкция для игроков: «Опишите пятью предложениями прошлый Новый год (день рождения, 1 сентября, сегодняшний день с самого утра и т.д.)».
Все эти игры не только занимательны, интересны и полезны для гармонизации детско-родительских отношений, для установления доверительных отношений между детьми и родителями и для сплочения семьи. Данные игры просты и необременительны, в них можно играть в машине и метро, за столом и на диване, большим количеством человек или вдвоем. Они замечательно активизируют пассивный и активный словарный запас ребенка, развивают и укрепляют кратковременную и долговременную память, повышают уровень внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость). Замечательно, если родителям с помощью этих игр и упражнений удалось помочь ребенку справиться с рассеянностью и стать более внимательным. Если у ребенка продолжается что-то не получаться в запоминании материала, специалисты нашего центра предлагают программы для улучшения процессов памяти и внимания с использованием эффективных методик и обучением различным способам запоминания материала.
 
©​ 2013г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить