Про левшей и застенчивых малышей

В нашем веке современных технологий для успешного освоения образовательных программ и дальнейшей профессиональной и личностной реализации наиболее востребованы активные, адаптивные дети и взрослые. О них чаще пишут в газетах и журналах и говорят на ТВ. А что делать, если ребёнок по своей природе медлительный, застенчивый или леворукий? Особенные дети всегда требуют особого внимания.

Застенчивые дети.
Застенчивые дети, а также взрослые, в силу своих личностных особенностей - робости, нерешительности, замкнутости испытывают сложности в общении, трудности в достижении своих целей. Застенчивость - это сложное состояние, проявляется от ощущения лёгкого дискомфорта, до необъяснимого страха перед людьми. Её последствия могут быть очень серьёзными:
  • отказ от встреч с новыми людьми, новыми ситуациями;
  • ограничение круга знакомых и друзей, боязнь людей;
  • невозможность выразить своё мнение, отстоять свои права.
Что делать - расскажет Губина Ольга, детский медицинский психолог центра «БЕЛЫЙ СЛОН»
«Помочь малышу преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - эта задача вполне разрешима, если начать заниматься ей своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а, наоборот, мешает её преодолеть. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения вызывает ещё большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением.

Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как его реакция на вмешательство взрослого может быть неожиданной.

Как помочь застенчивым, нерешительным детям?
  • Во-первых, выявить причину данного состояния в каждом конкретном случае.
  • Во-вторых, выработать определенный стиль воспитания, подкрепляющий уверенность ребенка в себе и своих силах.
  • В-третьих, помочь ребенку овладеть навыками общения».
Медлительные дети.
Причинами медлительности могут быть личностные особенности ребёнка (его темперамент, как природная характеристика), а могут быть особенности формирования стволовых структур головного мозга в период беременности, родов и первого года жизни. Именно в раннем возрасте формируется база и закладываются особенности поведения Вашего малыша.

Специалисты нейропсихологии помогут Вам разобраться в истинных причинах медлительности, выработать стратегию и тактику дальнейшего воспитания и усвоения образовательных программ.

Что делать? Главное - помнить, что:
  1. Торопить, подгонять, упрекать ребёнка - это верный способ сформировать ещё большую медлительность. В результате Вы получите вдвойне заторможенного ребёнка.
  2. Поддерживайте ребёнка, особенно в освоении нового, в период адаптации. Ведь таким детям нужно чуть больше времени, вашего понимания и внимания. Это способствует формированию уверенности, открытости и более смелым проявлениям ребёнка.
  3. Обязательно проконсультируйтесь у нейропсихолога (лучше до школы или в начальной школе) и по возможности пройдите нейрокоррекционный курс или детско-родительскую программу.
Ребёнок - левша.
Особенно не просто в мире правшей живётся ребятам - левшатам. Леворукий ребёнок с самого рождения испытывает на себе влияние праворукой среды (бытовая техника, станки, пульты управления, «праворукая» мышка для компьютера, обычные часы и даже дверные ручки) - всё рассчитано на праворуких людей.

Левшей в мире не так много (14% от всего населения), поэтому карандаш в чей-то левой руке - это всегда особенность. Но удивительней всего то, что пользоваться левой рукой - это непросто каприз, желание выделиться или «недосмотр» воспитателей. Это особая организация работы головного мозга.

Каково происхождение леворукости?
Выделяют три причины:
  1. Генетическое левшество. Если кто-то в семье - леворукий (вероятность 16%), если оба родителя леворукие (вероятность 46%). Такие дети хорошо адаптируются к жизни в школе - они благополучны. Пожелание родителям: не переоценивайте своего ребёнка.
  2. Компенсаторное левшество. Появляется в результате родового стресса. Родовой стресс определяется наличием как минимум двух факторов в течение беременности и родов, а именно:
  • недостаточный вес новорожденного;
  • быстрые или слишком медленные роды;
  • асфиксия и т.д.
У таких детей мозговые процессы протекают по- особенному и необходимо адаптировать нервные связи. Возможны:
  • нарушения внимания;
  • речевого развития;
  • проблемы в обучении, общении.
Пожелание родителям - такие дети нуждаются в особом сопровождении нейропсихолога, психоневролога для профилактики невротических проблем и возможных школьных трудностей.
 
  1. Вынужденная леворукость. Например, травма правой руки и ребёнок активно использует левую, или как способ подражания кому-то из близких. У таких ребятишек может наблюдаться повышенная возбудимость, тревожность, снижение адаптивных возможностей.
Он просто другой!
Ребёнок - левша по-своему видит мир, мыслит удивительно оригинально. Для него читать и писать, считать и вспоминать - возможно и снизу вверх и справа налево. Левши гораздо лучше справляются с ситуациями, в которых надо приложить максимум интуиции и изобретательности.

Живя в мире правшей, они вынуждены изобретать свои приёмы приспособления и адаптации. «Медвежья услуга» для левши - попытка его переучить. Переучивание всегда ведёт к торможению в развитии.

Внимание! Это опасно!
Заставляя леворукого ребёнка работать правой рукой, мы пытаемся изменить не только характер предпочтения руки, но и переделать его биологическую природу. А, значит, рискуем вызвать серьёзные нарушения здоровья ребёнка, например: нарушение сна, аппетита, головная боль или боли в животе, страхи, тики, заикание, энурез, повышенная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность.

Что делать?
К счастью в детских садах и школах перестали насильно переучивать леворуких малышей, учителя овладевают методиками работы с ними, издаются специальные прописи для левшей - первоклассников, канцелярские товары (ручки, точилки, ножницы, линейки с иной разметкой).

А нейропсихологии помогут не только увидеть причины, но и дать правильные рекомендации, а по необходимости сформировать нейрокоррекционную программу. Особенно важно нейропсихологическое сопровождение левшей в период начальной школы.

Нейропсихологи - это не врачи, а психологи, обладающие знаниями о структурах и функциях головного мозга, умеющие определить дефицит развития и провести коррекционную программу.
В идеале должны быть социально-педагогические и медицинские центры, а специалисты: педагоги, психологи, врачи- психоневрологи, педиатры - должны работать на стыке наук.

Памятка для родителей:
  • Играйте в подвижные игры: одной рукой, другой рукой и двумя руками попеременно. Левшатам показаны занятия музыкой, танцами, плаванием, теннис, велосипед и др.
  • Помните, чтобы освоить, левша всё должен почувствовать, понюхать «попробовать на зуб», «прочувствовать своим телом», руками.
  • Торопить левшу бесполезно! Лучше не пытайтесь.
  • Задавайте детям - левшатам больше вопросов. Не давайте им готовых решений, рецептов.
  • Обращайтесь к специалистам - нейропсихологам, чтобы уберечь ребёнка от эмоциональных срывов, изнашиваемости нервной системы, избежания школьной дезадаптации. Ведь левшонок постоянно изобретает способы овладения миром правшей - а это процесс чрезвычайно энергоёмкий.
На заметку:
Оказывается, в мире животных есть леволапость. Биологи определили, что среди мышей, лошадей и попугаев - одинаковое соотношение левшей и правшей.
По инициативе Британского Клуба Левшей - 13 августа стал Всемирным днём леворуких. В этот день всем правшам предлагают пожить в мире левшей, то есть всё делать левой рукой: резать хлеб, писать и т.д.

Левшами были и есть следующие великие и известные люди:
  • Аристотель,
  • Юлий Цезарь,
  • Наполеон,
  • Жанна Д'Арк,
  • Леонардо Да Винчи,
  • Микеланджело,
  • Ньютон,
  • Паганини,
  • Бетховен,
  • Рахманинов,
  • Петр 1,
  •  Английская Королева Елизавета,
  • Джордж Буш,
  • Уинстон Черчиль,
  • Чарли Чаплин,
  • Пол Макартни,
  • Том Круз,
  • Бред Питт,
  • Сталлоне,
  • Брюс Уиллис и др.
 
©​ 2007г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить