Какие они - гиперактивные дети?

В последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушивать взрослого и выполнять его указания.

Какие они - гиперактивные дети?

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не даёт им покоя - постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а чтобы добиться его послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов. К негативным методам воздействия (крик, одергивание, наказания) гиперактивные дети не восприимчивы. Напротив, повышенный тон, физические наказания, постоянное внимание к отрицательным поступкам ребенка при недостаточном внимании к положительным провоцируют усиление проявлений гиперактивности и закрепление негативных форм поведения.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, перебивают преподавателя, не понимают, чего от них хочет воспитатель или учитель, не могут выполнить задание до конца.

Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и бывает, что попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста, но уже в раннем детстве такие дети отличаются от своих сверстников. Некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период в жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

В результате исследований было выявлено, что проблемы связаные с обучением и воспитанием гиперактивных детей, являются результатом изменённой биохимической активности мозговых структур(«хочет, старается, но не может!»).

Как помочь ребенку?
 
  • Проконсультироваться у невролога для постановки точного диагноза, поскольку «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) может стать в дальнейшем причиной школьной неуспеваемости, неадекватного поведения.
  • Детям 5-10 лет рекомендовано сопровождение нейропсихолога - специалиста, диагностирующего дефицит развития и выстраивающего коррекционную работу . Это немедикаментозная поддержка детей с гиперактивностью и другими затруднениями.
  • Если отношения в семье серьёзно напряжены - рекомендована работа с психологом. Совместные детско-родительские занятия помогут понять своего ребенка, и улучшить взаимоотношения.
  • Родитель может научить ребёнка контролировать своё поведение, используя четкие и понятные правила, эмоционально-нейтральный тон, терпение и понимание.
Гиперактивный ребенок, растущий, обучающийся и воспитывающийся в благоприятной среде, вовремя получивший помощь специалистов, вырастает трудолюбивым, неутомимым, активным, целеустремлённым. Повышенная двигательная активность исчезает, сменяясь целенаправленностью. Такие люди уживчивы и коммуникабельны, хотя некоторые скомпенсированные признаки гиперактивности у них можно заметить и во взрослом возрасте.

А сейчас необходимо помочь гиперактивному ребенку овладеть собственным поведением, чтобы при этом он не потерял свою инициативность, любознательность, творческий подход к делу и уверенность в себе.

Памятка для родителей: ребенок неусидчивый, суетливый, делает много хаотичных движений; чрезмерно медлительный; ему необходимо дублирование инструкций более трех раз; есть речевые проблемы; неловкость, неуклюжесть, угловатость; неустойчивый эмоциональный фон, частая смена настроения; есть жалобы родителей, учителей на поведение ребенка в коллективе и дома; есть проблемы с обучением и леворукость.

Если у ребенка отмечаются 4-5 и более признаков, его необходимо проконсультировать у нейропсихолога.
 
©​ 2013г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить