Гиперактивные дети

В последние время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут  внимательно выслушивать взрослого и выполнять его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залазят куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело и убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не даёт им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того, чтобы добиться послушания, приходиться повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, перебивают преподавателя, не понимают, чего от них хочет воспитатель или учитель, не могут выполнить задание до конца.
Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и бывает, что попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Но уже и в раннем детстве такие дети отличаются от своих сверстников.  Некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

Наиболее сложный период в жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

В течение нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга таких детей. В результате исследований было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, то есть в тех областях, которые ответственны за контроль поведения.

Таким образом, не следует обвинять ребёнка в отсутствии желания или волевых усилий - он просто «может, но не хочет!». Необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом изменённой биохимической активности мозговых структур - ребенок «хочет, старается, но не может!».

В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимально мозговая дисфункция» (ММД)  и связывают её с определенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов.

Дети с ММД оказываются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдается моторная неловкость, повышенная утомляемость, излишняя чувствительность; у мальчиков может наблюдаться гиперактивность, агрессивность, упрямство.

Наблюдения ученых показали, что ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности и только для некоторых детей характерна  гиперактивность.

Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью»( СДВГ).
На современном этапе исследования СДВГ считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:
 
  • генетические факторы;
  • повреждения центральной нервной системы во время беременности и родов;
  • психосоциальные факторы ( психотравмы, особенный стиль воспитания).
Как помочь гиперактивному ребенку овладеть собственным поведением, и при этом не растерять свою инициативность, любознательность, творческий подход к делу, укрепить его уверенность в себе?

Во-первых, необходимо понять, что гиперактивный ребёнок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность; Важно выработать стиль воспитания учитывающий особенности ребёнка: не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение, не кричать, поощрять желаемое поведение, при необходимости применять позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе и пр.

Во-вторых, стоит проконсультироваться у невролога для постановки точного диагноза  и оказания, в случае необходимость, медицинской поддержки.

В-третьих, предоставить ребенку возможность спокойно и последовательно осваивать навык внимательной работы, умение сдерживать свои импульсивные желания и реакции, осваивать навыки уверенного и доброжелательного общения.

В информационно-психологическом центре «БЕЛЫЙ СЛОН» разработана программа «Непоседы»  для детей 4-5 и 5-7 лет, отличающихся повышенной подвижностью, импульсивностью, трудностью концентрации внимания, а также их родителей.
В программе используются упражнения ( в том числе и игровые), позволяющие развить внимание, освоить навыки самоконтроля и произвольного поведения, навыки понижения психоэмоционального напряжения  и навыки доброжелательного уверенного общения, развить координацию движений тела и пальцев ( развить мелкую моторику руки).
Нейрокоррекционные упражнения, используемые в программе, помогут развить и компенсировать, требующие внимания, отделы мозга.
Совместные детско-родительские занятия, родительские информационные встречи, индивидуальные консультации, предусмотренные программой, помогут родителям лучше понять поведение ребенка.

Занятия в Центре «БЕЛЫЙ СЛОН» помогут родителям сформировать дальнейшее воспитание с учетом всех особенностей личности, что поможет построить доверительные отношения взрослых с ребенком.
 
©​ 2007г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить