Детские истерики

Истерика - это острая эмоциональная реакция, сопровождающаяся криком, смехом (что реже в детском возрасте), слезами, иногда демонстративным поведением; состояние, когда ребенку очень трудно успокоиться и отвлечься от возникшей ситуации. Причины такого поведения могут быть разными, и зависят они от возраста ребенка, особенностей его нервной системы, характера отношений в семье.
Первые неприятности.

Первые острые эмоциональные реакции могут появиться у малыша после года. Встав на свои ножки, карапуз вдруг понял, что может не только ждать и просить, он почувствовал, что сам в состоянии двигаться в привлекательном для себя направлении, овладеть тем, что его интересует. Конечно же, протест могут вызвать попытки взрослых резко изменить планы ребенка.

Ближе к двум годам, также остро малыш может реагировать (сердиться, кричать) когда мы, взрослые, вмешиваемся в его деятельность, пытаясь руководить, без необходимости, переделывать задуманное им по-своему. В этом случае, крики, капризы, слезы, отказ от интересных занятий - результат не корректного вмешательства взрослого.

В раннем возрасте (первые три года жизни) дети особенно ориентированны на теплые взаимоотношения с родителями, с удовольствием вместе играют, принимают инициативу взрослого. В этом возрасте ребенок ничего не пытается добиться истерикой, он просто не в силах с собой совладать. Примерно, до двух с половиной лет истеричное поведение чаще всего случается из-за эмоциональных перегрузок или усталости. В этом возрасте ребенок не может контролировать свои эмоции и не может вовремя остановиться, если его «понесло». Когда вы чувствуете, что ребенок вот-вот сорвётся, сразу же принимайте меры. Предвестники истерики могут быть разнообразными, но так или иначе они связаны с переутомлением (ребенок возбужден, хнычет, капризничает, раздражается, медленно идет и др.) Что же делать? Наверняка, у каждой мамы имеется свой арсенал средств, которые помогут малышу расслабиться. Можно подержать его на руках, тихо поговорить, сказать, что понимаете, что он устал, погладить, дать попить (или из бутылочки с соской, или из кружки, но через соломинку), просто отвлечь и позаниматься вместе с ним любимым спокойным делом, рассказать незатейливую знакомую сказку, спеть медленную песенку. Если мы всё успеем вовремя и сделаем правильно, малыш расслабиться и истерика не состоится.

Страсти накаляются.
Истерика после 2,5 - 3 лет совсем другое дело. Это уже не признак крайней усталости; теперь, закатывая истерику, ребенок, скорее всего, проверяет нас на прочность и добивается своего. Именно в этом возрасте набирает силу кризис трех лет, часто трехлетний возраст называют «трудным». И его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от взрослых, ребенок проявляет все большую строптивость. С одной стороны, попытки отделить своё «Я» и формирование своих собственных желаний - тенденция прогрессивная. Но с другой стороны, при объективном отсутствии умения высказывать своё мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка - дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Всегда легче заниматься профилактикой, чем пытаться искоренить проблему. И мы с вами можем, если не предотвратить появление истерик ( что вполне возможно), то существенно снизить напряжение возрастного кризиса, относясь уважительно к ребенку, считаясь с ним, его желаниями и интересами, поощряя его самостоятельность, договариваясь и уступая, где это возможно, уверенно и лаконично отказывая, объясняя причину, где согласится не как не можем. Самое главное такое отношение к малышу поможет ему чувствовать себя увереннее, почувствовать, что его любят и ценят, научиться договариваться, уважая интересы другого человека и не ущемляя свои.

Что же делать, если истерика состоялась? Самое главное - сохраняйте спокойствие! От того, как вы будете реагировать на истерику, зависит, продолжит малыш свои эксперименты или прекратит.

Существует правило трёх «НЕ»:
 
  1. не паниковать;
  2. не реагировать;
  3. не уступать.
Малыш попытается втянуть вас в диалог, словесный или действенный, будет ожидать от вас каких-либо действий. Как быть?
 
  • Очень твердо скажите «нет», и ни в какие споры, уговоры и переговоры не вступайте. Для того чтобы уверенно играть эту роль, необходимо, четко определить, что вы можете позволить ребенку, а, что категорически не можете.
  • Избегайте физических наказаний (шлепков, подзатыльников и пр.). Они не только не облегчат ситуацию, а, напротив, её усугубят. Вы обидите малыша, сводя на нет эффект от воспитательного воздействия. А, почувствовав вину, можете уступить, и тогда новая истерика не за горами.
  • Истерика любит зрителей. Если она случилась дома, оставьте ребенка одного, предоставьте ему возможность прийти в себя и немного успокоиться (уходя, убедитесь, что «зона», в которой остаётся ваш малыш, безопасна для него).
  • Если уйти невозможно (например, истерика случилась на улице) - оставайтесь рядом, но сохраняйте спокойствие, постарайтесь сделать вид, что эти крики вам не мешают. Не обращайте внимание на реплики прохожих! Находясь вне ситуации, посторонний человек не сможет её понять. Поэтому, советы здесь неуместны. Если вы находитесь в общественном месте, возьмите ребенка на руки и вынесите в менее людное место.
  • Ждите. Время работает на вас. Ребёнок успокоится и поймет, что таким способом ничего не добьётся и вас из равновесия не выведет.
  • В переговоры вступайте только тогда, когда ребенок утихнет. О чём говорить? Обнимите и посочувствуйте, поделитесь своими чувствами: « Я рада, что ты успокоился...», « мне очень жаль, что мы не смогли договориться спокойно...». Спросите, что он чувствует. Учите ребенка выражать своё недовольство словами: дети этого делать не умеют. Пусть малыш скажет, что он чувствует: «я злюсь», «мне обидно», «я расстроена». Такое словесное выражение своих чувств научит его снимать напряжение заранее, не доводя себя (и вас) до истеричного поведения.
Когда стоит серьёзно задуматься.
Когда истерики повторяются одна за другой стоит серьёзно задуматься над тем, что происходит. Связано ли это с естественным процессом взросления, или это последствия переутомления, наличия стрессовой ситуации в жизни ребенка, может быть это результат непоследовательного воспитания, избалованности, или поведение ребенка - это отражение семейных неурядиц? В каждом из этих случаев предстоит действовать по-своему. Демократизация отношений, отказ от ряда родительских привилегий - наилучший выход из первой ситуации, организация достаточного отдыха, оптимизация нагрузок, обеспечение смены деятельности - помогут во втором случае. При наличии стрессовой ситуации ребенку может понадобиться не только ваша поддержка, но и помощь в нахождении приемлемого для него способа поведения в сложившейся ситуации, помощь в изменении отношения к этой ситуации или в изменении самой ситуации. В случае непоследовательного воспитания и избалованности всем взрослым, участвующим в воспитательном процессе необходимо договориться об единых требованиях и твердо следовать выбранной позиции. Если поведение ребенка - результат семейных неурядиц, то, проанализировав семейную ситуацию, постарайтесь наметить пути гармонизации семейных отношений.

Порой установить самостоятельно истинную причину повторяющихся истерик и изменить сложившуюся ситуацию бывает не просто, поэтому в случае затруднений лучше обратиться за помощью к специалистам (психологам, психотерапевтам). Детские и семейные психологи помогут разобраться с причинами таких реакций ребёнка, наметить пути изменения и найти ресурсы внутри семьи для новых детско-родительских отношений.

Детская истерика - неприятное событие, отнимающее немало сил и у родителей и у детей. Но самое главное в этой непростой ситуации сохранять спокойствие и самообладание, являясь примером разумного поведения для своего ребенка.
 
©​ 2013г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить