Детская агрессивность

Малыш, который едва начал ходить, говорить - самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого, светит солнце, и поют птицы,  глядя на улыбку и счастливое лицо которого самим хочется петь! И вдруг капризы, слезы, истерики, драки во дворе, попытки ударить самых близких и родных. Почему... Родители полны отчаяния. «Кто виноват в этом? Что мы делаем не так? Если он в два года такой, что же будет дальше? Как бороться с негативными проявлениями?» - эти вопросы мрачной тучей нависают над семейным благополучием, счастливым материнством и отцовством.

Наличие агрессии можно объяснить  с точки зрения влияния на поведение окружающей действительности. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом - это самый первый и значимый образец  поведения для ребёнка. Признайтесь, ведь зачастую в гневе ваш малыш отвечает вам вашими же словами и действиями.

Есть ещё одно объяснение агрессивности. Агрессивное поведение, как способ преодолевать препятствия, возникающие на жизненном пути. Ребенок раннего возраста ещё не знаком со способами конструктивного разрешения проблемных ситуаций, они усваиваются ребенком постепенно в ходе становления личности. А агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знакома, а главное, доступна. К сожалению, попробовав данный вид выхода из сложной конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эффективен. И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению конструктивных форм поведения. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить...

Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера?
Во-первых, давайте проанализируем своё родительское поведение: насколько последовательны мы в своём воспитательном подходе, насколько согласованы действия членов семьи, принимающих участие в воспитании, адекватно ли мы оцениваем возможности ребенка, не чрезмерно ли мы опекаем и контролируем ребёнка, внимательны ли мы к чувствам и желаниям малыша, умеем ли сами идти на компромисс, какой образец поведения демонстрируем ребёнку. Иногда агрессивное поведение может быть реакцией малыша на наши ошибки в общении с ним.
 
Во-вторых, понять, что скрывается за агрессивным поведением (неуверенность, невозможность справиться с непосильной задачей, желание быть более самостоятельным или что-то другое).
 
В-третьих, давайте играть со своими детьми. Маленький ребёнок ещё слишком мал, чтобы воспринимать и использовать на практике теоретические назидания взрослых, а в игре мы можем научить ребенка многому, именно через игру малыш познаёт окружающий мир и происходящие в нем явления и процессы, именно играя можно научить ребёнка конструктивному общению (разыгрывайте сложные ситуации с игрушками, проигрывайте их по ролям). Дайте возможность ребёнку быть активным участником, будьте осторожны, не заглушите инициативу ребёнка излишней требовательностью и назидательностью.
 
В-четвёртых, поощряйте общение ребёнка со сверстниками, когда он поймёт, что вокруг такие же, как и он, малыши, у которых тоже есть рот, нос, глазки и ушки, они могут делать то же, что и он, ему будет проще понять чувства и переживания другого.
 
И самое главное: любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких-либо других условий! А желание и терпение помогут вам предотвратить укрепление агрессивности как формы поведения у вашего малыша.
 
©​ 2007г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить