Что такое аутизм?

Кто в теремочке живет?
Все дети любят рисовать. Одним из излюбленных приемов психологов, применяющих арт-терапию в работе с детьми, является рисунок на мокром листе. Кисть оставляет на бумаге удивительные расплывчатые узоры, которые ни одного ребенка, казалось бы, не могут оставить равнодушным. Я попробовала применить этот прием на одном из занятий с Настей. Но девочка смотрит совсем в другую сторону, и уговорить ее посмотреть на получившийся рисунок крайне сложно. Что же она так внимательно разглядывает? Я проследила за ее взглядом. Вроде бы ничего особенного - обычный ковер на обычной стене. Что же так очаровало эту белокурую пятилетнюю девочку? Как обычно в таких случаях, я попробовала отстраниться от обычного восприятия и посмотреть на ковер ее глазами. Лучи полуденного солнца заливали ковер, и от этого его рисунок заиграл новыми красками и узорами. Обычному человеку этого не видно, но дети с аутизмом видят окружающий мир по-своему.

Каждый раз, начиная работать с ребенком, страдающим аутизмом, я сталкиваюсь с новым миром, совершенно закрытым от посторонних глаз. Каждый ребенок - это будто «теремок» со своими жителями, со своими правилами и распорядком, который никто не смеет нарушить, и никто не смеет потревожить этот хрупкий загадочный мир. Даже опытному специалисту иногда бывает сложно определить какой в данном случае применить метод психокоррекции, как установить с ребенком контакт, если даже родная мама порой не может этого сделать.

Так что же это такое - аутизм? Еще 10-15 лет назад на этот вопрос не мог ответить практически ни один специалист, а ответственность за развитие детей с ранним детским аутизмом лежала исключительно на плечах психиатров. В наше время уже написано множество книг на эту тему, трудами Ольги Сергеевны Никольской составлена классификация раннего детского аутизма, на которую и ориентируются большинство специалистов нашей страны, работающие с такими детьми. Родители детей с аутизмом, как только узнают диагноз, не имея возможности обратиться к квалифицированному специалисту, в первую очередь хватаются за имеющуюся литературу. Но ни в одной книге они не найдут конкретных примеров проявления аутизма, которые можно наблюдать у их малыша. В литературе описаны лишь общие признаки. А ведь каждый случай уникален.

Аутизм - это распространенное отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. И прежде всего - в сложности установления эмоционального контакта с окружающими. Зачастую это проявляется в том, что ребенок будто не замечает ничего вокруг себя, а живет в каком-то своем внутреннем мире, избегает общения с людьми; практически все дети с аутизмом не смотрят в глаза, наблюдаются сложности в фиксировании внимания на каком-либо объекте; часто малыши не дают к себе прикасаться либо пассивно подчиняются любым манипуляциям.

Ребенок-попугай. Особенности развития детей с аутизмом.
«Нам поставили аутизм, но мой ребенок контактен!» - заявили мне однажды по телефону. Я пригласила их на прием. «Здравствуй, Саша!» - обратилась я к ребенку. «Здастуй Саса» - услышала в ответ от пятилетнего мальчика. «Попугайное» повторение слов - это еще не контактность. Это эхолалии, присущие многим детям с аутизмом. Речь аутичных детей может варьироваться от абсолютного ее отсутствия до крайней разговорчивости, и даже навязчивости. При самом глубоком аутизме в младенческом возрасте у малыша может наблюдаться опережающее речевое развитие, он уже до года-полутора может произносить сложнейшие слова и даже фразы, что не может не радовать родителей. Однако ослепленные гордостью за свое чадо, они забывают обратить внимание на то, что «мама», «папа», «дай» и других слов типичных для детей такого возраста в словарном запасе их малыша нет. Он произносит сложные слова просто потому, что ему нравится их звучание. Однако уже к 2,5-3 годам происходит стремительный регресс речи: фразы превращаются в отдельные слова, слова в отдельные слоги (детский лепет), звуки, и в конечном итоге ребенок абсолютно перестает пользоваться речью, навсегда погрузившись в свой безмолвный мир. В случае менее тяжелых проявлений РДА ребенок может говорить штампованные фразы, казалось бы, никак не относящиеся к данной ситуации, либо часами говорить на излюбленную тему, но как только вы попытаетесь перевести разговор, он улизнет от общения с вами. Практически все дети с аутизмом не обращаются напрямую по имени к собеседнику, не вступают в диалог и не используют местоимения первого и второго лица («я», «ты»).

Также одним из основных признаков аутизма является стереотипное поведение. Это установленные самим ребенком и регулярно повторяющиеся действия. Это может быть четкое расписание дня, совершенно странная и непонятная взрослым стереотипная игра, которая может занимать ребенка часами, любимая тема для разговора, либо увлекающие малыша включение-выключение света в комнате, переливание воды, пересыпание крупы или песка. Это могут быть и особые пристрастия в еде, когда ребенок категорически отказывается есть что либо кроме любимого блюда. Данные проявления объясняются тем, что ребенок один раз почувствовав комфортное состояние в той или иной ситуации, старается регулярно повторять безопасное, уже «проверенное» действие и принимает что-то новое как угрозу для жизни, опасность. Внезапные, незапланированные события могут вызвать у ребенка моментальный уход в себя, избегание контакта, сильнейшую агрессию или даже самоагрессию (причинение вреда самому себе).

Диагностировать аутизм по отдельным признакам порой можно уже в первый год жизни ребенка, однако родители, никогда не сталкивавшиеся с подобной проблемой, не обращают внимания на незначительные особенности поведения своего малыша, а педиатр, как практически единственный специалист, наблюдающий развитие ребенка в первые годы жизни, просто не осведомлен в данном вопросе. Таким образом, впервые родители хватаются за голову только к 3 годам - когда ребенок уже должен активно налаживать контакт со сверстниками, появляются проблемы при попытке оставить ребенка в детском саду. Окончательно синдром формируется к 2,5-3 годам и чем раньше начинается психокоррекционная работа, тем больше шансов на успешную социализацию ребенка в будущем.

Это лечится?
Прежде всего хочется отметить, что аутизм - это не болезнь. Это искаженное нарушение развития, причины появления которого до сих пор окончательно не установлены. Как правило, аутизм можно выявить уже в младенческом возрасте, наиболее ярко он проявляется в 2,5-6 лет, и его последствия накладывают отпечаток на весь период жизни человека.

Для того, чтобы найти общий язык с аутичным ребенком, прежде всего необходимо установить с ним эмоциональный контакт. Наблюдая за ним, надо определить его пристрастия, возможные способы взаимодействия: разрешает ли он к себе прикасаться, позволяет ли присоединиться к его игре. Войти в доверие этих малышей сложно, но все же возможно. Главное не навязываться, показать, что ты ему не помешаешь, а даже поможешь и привнесешь что-то более интересное в его игру. Для привлечения внимания маленьких аутистов постоянно приходится придумывать самые изощренные методы, необходимо дарить ребенку все новые чувственные впечатления - прикосновение к различным материалам, игры с песком и крупами, необычные способы рисования (например, на зеркале или на окне). И конечно же никогда не заставляйте насильно ребенка делать то, что он не хочет или боится - негативное отношение к данному занятию закрепится еще сильнее и он будет испытывать страх при одном только напоминании об этом!

А как же быть маме, если ребенок избегает ее ласки, не реагирует на обращения, не проявляет никаких эмоций и ответные чувства на мамину нежность, никогда не назовет ее «мамочка»? Конечно же сложно постоянно проявлять эмоции, если нет обратной связи. Но помните, что вы говорите не в пустоту. Ребенок может не проявлять никаких реакций на ваше обращение, но у него все откладывается в «потаенном сундучке» и рано или поздно он воспользуется накопленным опытом. И год, и два коррекционная работа может не давать никаких результатов, и вдруг появится внезапный скачок в развитии. На первом месте всегда должны быть любовь и терпение, детям с аутизмом они нужны как никому другому.

Чаще всего родители, узнав, что у их ребенка аутизм, обращаются к многим специалистам, и в первую очередь к психологам. Однако обычный психолог не осведомлен в данном вопросе, а применение обычных методов с такими детьми неприемлемо, а иногда даже опасно. Не знающий как поступить в той или иной ситуации человек может навредить ребенку и даже усугубить его состояние. Необходимо обращаться к специальному (коррекционному) психологу, который знает все особенности развития аутичных малышей и знает как вести себя с ними, чтобы завоевать их любовь и доверие. В работе с этими малышами необходим, в первую очередь, индивидуальный подход. И конечно же необходимо помнить, что основная ответственность за развитие ребенка все-таки будет лежать на его семье, необходимо запастись терпением и прислушиваться к советам специалиста.

Очень сложно аутичным детям находить способы взаимодействия со столь богатым эмоциями миром людей. Существует уже множество методов работы с такими детьми, созданные многими специалистами, работающими в этой области, в основном методом проб и ошибок при индивидуальной работе с каждым отдельным ребенком. В мире известны случаи, когда при психокоррекции весьма успешно использовали дельфинов, лошадей и собак. В последнее время мы пробуем в работе с аутичными детьми использовать и других животных (от созерцания крупных хищников до общения с говорящими попугаями), и это дает положительные результаты. Дети, общаясь с животными, начинают активно проявлять эмоции - радость, страх, восторг.

Каждый ребенок, страдающий аутизмом уникален, никогда не встретится у разных детей одна и та же любимая стереотипная игра или тема для общения, через которые можно наладить с ним контакт. Именно поэтому столь ценен опыт индивидуальной работы с каждым отдельным малышом, и психолог, долгое время работающий с такими детьми, обретает профессиональную гибкость, учится у своих маленьких подопечных общаться и находить общий язык с детьми, глубоко спрятавшимися от пугающей реальности в своем таинственном сказочном мире.
 
©​ 2008г., Информационно-психологический центр «Белый слон»



  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить