Мой любимый детский сад!

Рано или поздно практически каждая семья, имеющая ребенка, сталкивается с проблемой детского сада, которая становится все более актуальной в настоящее время.

Здесь родители как правило решают две задачи:
 
  1. выбор детского учреждения;
  2. готовность ребенка его посещать.
А как было раньше?
До революции во всей России существовало лишь около 300 детских садов. За исключением 10-15 так называемых «народных», бесплатных детских садов, открытых общественными организациями для детей трудящихся. Все остальные были платными и обслуживали лишь детей богатых родителей. После Октябрьской революции впервые дошкольное воспитание стало иметь социально-массовую направленность.

Изначально, система детских комбинатов предназначалась для массового, общедоступного решения проблемы занятости родителей (для чего время работы детского сада совпадает с типовым рабочим графиком с 8 до 18 часов, пять дней в неделю). Позже, в дошкольных учреждениях стала осуществляться также минимальная подготовка детей к обучению в школе - на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта. 

Что мы имеем сейчас?
В настоящее время, основными задачами дошкольного учреждения в России являются:
 
  1. охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  2. обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
  3. осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
  4. приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  5. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Все вышеперечисленное (кроме 5 пункта) ребенок может получить и в семье, при условии, что родители будут готовы посвящать ему почти все свое свободное время. В семьях, где много детей, ребенок даже не будет нуждаться в коллективе, пребывая на попечении старших братьев и сестер. Однако, к сожалению, таких семей в России меньшинство. В любом случае, дети, не посещающие детские дошкольные учреждения, в целом, ни сколько не отстают от своих детсадовских сверстников. А такие великие люди России, как А.С.Пушкин, И.А.Крылов, Д.И. Менделеев, Ю.А. Гагарин и др. вовсе садики не посещали, правда, имели несколько братьев и сестер, мудрых бабушек или нянь и неработающих мам.

Если, все же вы решили отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, вам необходимо выбрать, куда именно будет ходить ваш малыш.

В настоящее время детские комбинаты имеют следующие разновидности:
 
  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
  • центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.
Что подойдет именно вам?
Т.о., выбирая садик, сначала определитесь, в какой из перечисленных типов лучше бы попасть именно вашему ребенку. Если у малыша имеются проблемы со зрением, слухом, речью, неврологией или есть психические отклонения, которые необходимо корректировать, лучше конечно ориентироваться на детские сады, которые имеют необходимых вам специалистов. Кстати, с недавнего времени дети- инвалиды также имеют право посещать детский сад, либо принимать педагогов и дефектологов у себя на дому. Выбор вам помогут сделать и детские врачи-специалисты, которых необходимо пройти каждому ребенку до 2х лет: невролог, психиатр, окулист, лор, фтизиатр, аллерголог, иммунолог и др.

Обычный (типовой), частный детский сад или центр развития ребенка выбрать можно и самостоятельно. Придти на день открытых дверей, погулять вместе с ребенком на территории садика, пообщаться с воспитателями и знакомыми - все это поможет вам составить представление о месте, в котором вы находитесь.

Важно обратить внимание на:
 
  1. наличие высокого, крепкого ограждения вокруг;
  2. наличие охраны;
  3. наличие детской площадки с верандой и инвентарем;
  4. оборудование групп (удобные кровати, достаточное пространство для игр и занятий, отдельная спальня и столовая зона и т.д.);
  5. как ведут себя воспитатели на прогулке, чем с детьми занимаются, во что играют;
  6. насколько чисто в группах, в коридорах и на территории.
Бывает, что и внешний вид здания и игровая площадка производят неприятное впечатление. Можно послушать не только свою интуицию, но и мнение самого малыша. Однако, это возможно, если вы не зависите от путевки в детский сад или местоположения вашего дома, в этом случае, давать ребенку выбор нельзя. Лучше подготовиться к следующему этапу...

А готов ли ребенок к детскому саду?
Лучше бы начинать разговор именно с этого вопроса, но, как показывает практика, долгожданная путевка или срочный выход мамы на работу сильно ускоряют данное событие. Поэтому важно узнать, как подготовлен ваш малыш и сделать все возможное, чтобы он был к этому готов.

Могу с уверенностью сказать, что все же не рекомендуется отдавать ребенка в садик, если ему не исполнилось 2х лет (иногда лучше подождать и до 3х), а также нельзя совмещать этот важный для ребенка шаг с другими не менее важными событиями. Например, такими как: отучение от соски, приучение к горшку, выход мамы на работу, переезд, рождение следующего ребенка, развод, смерть родственника или члена семьи. Если же вы выбрали удачное время, то обратите внимание на следующие этапы готовности:

Готовность номер 1
Прежде всего, это готовность самих родителей. Мама и папа должны быть уверенны в своем выборе относительно детского сада. Необходимо продумать все до мелочей:
 
  • на самом ли деле вы хотите, чтобы малыш ходил в детский садик (ответьте откровенно себе на этот вопрос), так как, даже небольшое сомнение родителей в том, что для него это полезно и что он уже готов повзрослеть, очень быстро перейдет и к ребенку.
  • хотите ли вы, чтобы ваше чадо посещало именно этот садик (в который, например, вы получили путевку) или может, стоит подождать и пойти туда, куда вам хочется.
  • кто будет уводить, забирать ребенка и оставаться с ним, если он заболеет.
Все члены семьи должны иметь одно согласованное мнение, тогда ребенок воспримет его, как абсолютно естественное событие.

Готовность номер 2
Ребенок должен быть готов к разлуке с Вами. Выясните, насколько трудно ребенку оставаться без Вас. Чтобы малыш безболезненно переносил разлуку с родителями, он должен расти в дружеской, гостеприимной семье. Хорошо, когда у мамы есть возможность ненадолго оставлять малыша на кого-то из семьи (папа, бабушка). Важно также, чтобы в доме бывали гости, да и вы бы могли также общаться с родственниками, знакомыми и соседями . Если малыш остро реагирует на расставание с родителями, до садика он не дорос.

Признаки готовности к недолговременной разлуке: малыш может оставаться без родителей со знакомыми взрослыми, легко завязывает знакомства, проявляет интерес к детям, которых видит впервые. Однако, важно еще и сформировать у сына или дочки определенные ограничения и привить элементарные понятия поведения.

Готовность номер 3
Необходимо, чтобы малыш был открыт для общения со сверстниками.

Чтобы в обществе своих ровесников ребенок чувствовал себя хорошо, нужно еще до начала посещения детского сада способствовать его общению с другими детьми. Если в ближайшем окружении нет сверстников, водите ребенка туда, где есть много детей. Важно объяснять ребенку поведение и чувства других детей (например, ребенок говорит, что его новый знакомый - жадина, взрослый может объяснить, что этот ребенок еще не научился играть с другими детьми, ему сложно отдать свою игрушку незнакомому ребенку, ему, наверное, грустно, может быть, у него плохое настроение).

Готовность номер 4
Заранее начинайте говорить с ребенком о детском саде, обращая особое внимание на положительные стороны.

Лучше говорить о предстоящем посещении детского сада как о радостном событии, ни в коем случае не как о наказании ("вот пойдешь в сад, там не будут смотреть, что ты кашу не ешь - быстро заставят..." Опишите малышу, как весело будет на утренниках, какие интересные занятия его ждут (рисование красками, лепка, физкультура и т.д.), что в группе у каждого ребенка есть своя кровать, стульчик, что дети вместе кушают, спят, играют, гуляют на улице. Если у Вас есть теплые воспоминания о своем детсадовском детстве, поделитесь ими с ребенком. Однако, если эти воспоминания оставляют желать лучшего, то и говорить об этом не нужно. Не пугайте малыша воспитателем - настраивайте ребенка (и себя) на добро, внимание, понимание.

Обязанности сторон
Есть еще один «подводный камень», связанный с темой детского сада, с которым, как ни странно, приходится встречаться довольно часто. И это вопрос об ответственности. Когда мама и папа передают ребенка в руки воспитателя, не для кого не секрет, что ответственность за жизнь и здоровье их малыша ложится на детский сад. Но не всем родителям известно, что за воспитание и образованиесвоих детей отвечают именно они - родители. Неверно думать, что поступив в любое дошкольное учреждение, вы как бы отстраняетесь от этого вопроса. Нужно четко понимать, что педагоги - они лишь ваши помощники, которые вовсе не обязаны дотягивать ребенка до возрастной нормы развития.

Бывает и так, что поступающие в детский сад дети в пять лет не знают понятия цвета, не умеют считать даже до 5, либо никогда не слышали про «Курочку Рябу». Однако, на занятиях в группе, его сверстники уже давно усвоили этот материал и двигаются дальше. И при таких обстоятельствах некоторые мамы и папы предъявляют воспитателю претензии: почему ребенок не умеет держать ножницы, не знает стихов, рисует хуже других?

Закон Российской Федерации «Об образовании» 22.08.2004 №122-ФЗ гласит:
 
  1. родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте;
  2. для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
Помощь есть помощь, а ваше дело - основное. Воспитание и развитие детей - всегда есть забота родителей. Воспитатель же для ребенка может быть просто хорошим человеком - ему этого будет достаточно.

Детский сад - это самый первый общественный опыт для вашего ребенка, и чем старше малыш, тем он важнее для него. Очень хочется, чтобы наши любимые дети могли с радостью приходить в детский сад и вспоминать о нем, как о счастливом периоде своего детства. Сказать по правде, это под силу любому, нужно лишь помнить об одном важном условии: чтобы в вашем доме и в вашей семье всегда были любовь, понимание и поддержка.
 
©​ 2011г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить