Успешный ребенок = счастливый ребенок

Модно ли быть успешным? Безусловно! Успешные люди всегда спешат, их день расписан по минуткам. Они ездят на престижных автомобилях, носят брендовую одежду, отдыхают на лучших курортах, обедают в дорогих ресторанах. Они быстро привыкают так жить и уже не могут обходиться без привычных атрибутов «успешной жизни».

Что стоит за их успехом, сколько эмоциональных и физических сил тратят они на его достижение? Хватает ли у успешного человека ресурсов радоваться результатам его труда? И чем ему приходиться жертвовать для достижения поставленных целей? Сколько раз он не мог приехать на встречу к друзьям, и сколько раз был обижен ребенок, которому папа или мама обещали пойти в зоопарк, но не смогли выделить времени…

Взрослые люди сами выбирают свой путь и сами планируют свою жизнь, расставляя значимые приоритеты.

А теперь, представьте себе, кроху 4 – 5 лет, которого родители записали в музыкальную школу и секцию акробатики. По средам и субботам он изучает английский язык, а по воскресеньям для него открыты двери художественной студии. Не забудьте, малыш еще каждый день ходит в детский сад и три раза в неделю посещает двухгодичные подготовительные курсы для поступления в гимназию. Иногда он путает дни недели и те занятия, которые ему предстоят на сегодня. Он не может выучить имена ребят, которые занимаются вместе с ним. Часто вечером он жалуется, что очень устал «от своей работы». А родители с необыкновенной гордостью рассказывают об его успехах знакомым.

И, вроде, все складывается неплохо. Ребенок все время занят, у него нет свободного времени, которое он потратит на компьютер или телевизор, он приучается к труду, а его нагрузки сравнимы с нагрузками школьника среднего звена. И он точно отличается от остальных сверстников. Он – «успешен». Но цена подобного успеха может быть очень высока. Через некоторое время внутренние ресурсы малыша иссякнут. Он может начать открыто протестовать и отказываться от всех занятий и тренировок без каких-либо объяснений. А может просто тихо потерять интерес ко всему, стать пассивным к любым новым начинаниям, превратиться в «вечно усталого» ребенка. В этом случае замотивировать его на дальнейший успех в любой области его развития будет невозможно.

Что же такое «успех» и что значит «быть успешным»? 

«Успех – удача в достижении чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в работе или учебе», такое определение дает С.И. Ожегов в своем Словаре русского языка. В современной жизни, помимо удачи в достижении какого-то результата, можно найти еще несколько более важных составляющих успеха. Это личные качества и навыки, такие как: уверенность в себе, умение контролировать свои мысли и чувства, способность верно выстраивать систему жизненных приоритетов, адекватная самооценка и самоуважение, умение получать собственный позитивный результат даже из негативного опыта, способность доводить любое дело до его завершения, умение ставить перед собой реальные и осуществимые задачи. Для того чтобы эти качества были у взрослого человека, развивать их нужно уже с детства. Но формирование подобных умений и навыков, отнюдь, не складывается только из активного записывания ребенка во все возможные кружки, школы и секции.
 
Часто бывает так, что быть успешным человеком мешает не отсутствие способностей или возможностей, а лишь отсутствие уверенности в собственных силах. А вот стать уверенным ребенком, не боящимся трудностей и не раскисающем от неудач, умеющем достойно терпеть поражения, но при этом нацеленным на победу, помогут только родители. Только видя перед собой реальный пример папы или мамы, ребенок может научиться заставить себя делать то, что следует, независимо от того, нравится ли это занятие ему в конкретный момент. Уверенный человек принимает ответственность за свои поступки на себя, не обвиняя других в причинах собственных неудач. 

Есть в психологии понятие «успешные родители». Это мамы и папы, которые понимают своих детей, которые стараются быть им друзьями, при этом сохраняя свой авторитет, которые договариваются, а не требуют или диктуют правильный выбор. Скорее всего, успешные родители могут воспитать успешного ребенка без его излишней загруженности. Они не настаивают на занятиях в той области, в которой, как им кажется, их малыш будет успешен. Успешные родители всегда предлагают ребенку выбор, и тогда его решение остается самостоятельным и ответственным.

Успех редко бывает случайным, чаще это результат «постоянного правильного выполнения правильных действий». Поэтому ребенка можно научить быть успешным, а не только надеяться на удачу или какие-то счастливые случайности. Это могут быть совместные настольные и ролевые игры, объясняя правила игры в которые, родители помогают ребенку определить важные ключевые моменты, влияющие на результат.
 
Если родителям очень хочется, чтобы их малыш посещал как можно больше различных занятий, прежде всего, обратите внимание на возрастные потребности и особенности каждого периода. Ни в коем случае не должны блокироваться те потребности, которые являются главными для развития ребенка в этот момент. Иначе за сверх интеллектуальным развитием, к примеру, мы получим ребенка, абсолютно не умеющего общаться со сверстниками, не умеющего отстаивать свои интересы, либо совершенно безразличного к чувствам других людей. 

Если родители будут знать, что с 2 до 6 лет основные потребности развития во внимании и любви, а также в исследовании окружающего мира, то можно выбрать какие-то совместные занятия, на которых мамы и папы могут вместе с ребенком пробовать свои силы и наблюдать за его успехами. Это могут быть посещения бассейна, фитнеса, занятия йогой, стрельба из лука и многое другое. Главное – вся семья будет вместе, что само по себе является очень позитивным стимулом гармоничного развития детской личности.

Если учесть, что основной потребностью возраста с 6 до 10 лет, является потребность в уважении, то родителям стоит, по крайней мере, посоветоваться с ребенком, записывая его в ту или иную секцию. Тем более, что огромные учебные нагрузки точно снизят мотивацию к достижению каких-то высот на внешкольных занятиях. И тогда вместо успешного ребенка, мы получим крайне неуспешного, который в любом начинании будет видеть непреодолимые препятствия, которому легче будет ни за что не браться, чем вновь оказаться в ситуации неуспеха.

Родителям следует помнить о том, что до поступления в школу в развитии ребенка преобладает игровая деятельность. Дети многому учатся через игру: накрывать на стол и убирать игрушки, общаться друг с другом и находить друзей, быть внимательным не только к своим, но и к чужим желаниям. Если ребенок много времени проводит вне дома, у него почти не остается времени на игру, он не учится играть в ролевые игры, что, в последствии, точно отразится на его умении быть «гибким» в отношениях. Перегружая ребенка собственным желанием «быть успешным», взрослые могут «помешать» ему научиться предлагать помощь другим и просить её, вырасти заботливым и сострадательным, уметь работать сообща, в команде на достижение общей, а не только единоличной цели. Сами дети подчас не понимают, почему они ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМИ??? Не «любимыми», не «самыми лучшими», не просто детьми! 

Конечно, детей нужно учить самостоятельно принимать решения и ставить свои маленькие цели, отслеживать собственные успехи и радоваться им, уметь справляться с трудностями, мириться с проигрышами, но не сдаваться, а пробовать снова, быть ответственными за свои поступки. Но, прежде всего, дети должны расти счастливыми! Ведь «Успешный ребенок – не означает, что это счастливый ребенок!» Играйте и гуляйте, разговаривайте и договаривайтесь, обсуждайте и спорьте, выбирайте и советуйтесь со своим малышом! И тогда он вырастет успешным не только благодаря Вашим желаниям, а еще и Вашим собственным умениям и навыкам успешного родителя и успешного ЧЕЛОВЕКА, которыми Вы просто поделитесь с Вашим ребенком! 
 
©​ 2013г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить