Как научиться уважать своего ребенка

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. Но не все делают своих детей таковыми. Конечно, на свете не существует одного единственно правильного метода воспитания. Дети еще до своего появления уже имеют определенные черты характера, свой темперамент. Каждый малыш, будучи еще в утробе матери, чувствует, насколько он желанен, насколько мама ждет его появления и любит его еще до рождения. Стиль воспитания и стиль отношения к ребенку у каждого родителя тоже свой, соответствующий уже его взрослому, сформировавшемуся характеру и возможностям.

И, все же, как случается, что долгожданного и любимого ребенка родители сами делают несчастным? Ответ на этот вопрос имеет детский психолог Джером Каган: несчастным ребенка делают взрослые, которые ожидают от него больше, чем он может; которые устанавливают цели, которых ребенок не в состоянии достичь; которые не уважают его мнение и не учитывают его интересов; которые навязывают ему стандарты, не подходящие ему. Таким образом, умение уважать собственного ребенка может добавить в ваши взаимоотношения счастливых и радостных минут. А неуважение - лишит его ощущения счастья.

«Уважение - почтительное отношение к кому-либо, основанное на признании его достоинств». Как часто дети жалуются на то, что родители видят и отслеживают все промахи, недостатки и ошибки, но очень редко умеют оценить достоинства ребенка. Негативное обнаруживает себя раньше, чем положительное. Может быть поэтому, многие родители, заостряя внимание на неудачах малыша, уже не в состоянии заметить его хорошие качества и умения. Если мамы и папы сначала будут признавать достижения и успехи ребенка, а потом говорить о том, что не получилось, самоуважение ребенка будет иметь гораздо более крепкую основу.

«Уважать кого-то - считаться с чьими-то интересами, принимать их во внимание и соблюдать их». Фразы типа: «Маленький еще, пусть подрастет сначала!», «Как я сказала, так и будет!», «С чего это ты взял, что мне интересно твое мнение?» лишают ребенка иллюзии, что он в этом мире тоже имеет свое место, что он - его частичка, не оставляют ему ощущения собственной значимости. Не считаясь с интересами ребенка, решая за него абсолютно все вопросы, не оставляя ни в чем выбора, родители не смогут привить малышу умение уважать себя самого, собственные интересы. Подрастая, он будет со всех сторон ощущать свою «неважность», «ненужность», будет говорить, что он «неинтересен другим». Самооценка при этом будет очень низкой. Так как здоровая адекватная самооценка ребенка складывается не только из результатов умений и реальных способностей. В адекватную самооценку обязательно включается как самоуважение, так и уважение и восхищение ребенком значимых взрослых и сверстников. Чувствуя уважение окружающих, а особенно родителей, малыш ощущает себя более компетентным и уверенным. У него, как будто, появляется крепкая опора, которая всегда поможет даже в сложных ситуациях.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Уважение даст ребенку возможность проявлять инициативу, быть творчески свободным, иметь свое видение на многие вопросы. Ребенок любого возраста, будь то малыш или уже подросток, остро нуждается в положительной родительской оценке, в родительской поддержке. Замечательно, если ребенок всегда уверен в том, что его любят и уважают в семье, что бы ни произошло, какой бы поступок он не совершил. Чаще всего в семьях, где царит уважение друг к другу, если взаимоотношения родителей между собой и родителями и детьми строятся на принципах уважения, не бывает особенно острых конфликтных ситуаций. В таких семьях, общающихся на основе уважения, родители и дети умеют договариваться, не доводя дело до выяснения отношений. Если ребенок получает в своей семье уважение, если ему никогда не говорят: «Да кто ты такой, чтобы тебя слушали?», если перед ним образцом выступают уважительные отношения его родителей друг к другу, он сможет справиться с любыми сложными ситуациями в социуме (в классе или в компании сверстников). Он будет вести себя таким образом, что и ребята обязательно найдут, за что его уважать. Если ребенок интересен как личность своим родителям, он будет интересен и окружающим людям. Если ребенок с самого детства привык к тому, что его мнение выслушивают, а не оставляют без внимания, он будет уметь отстаивать собственное мнение и в других отношениях. Только нужно научить его достойно и адекватно отстаивать свое мнение, но это уже тема для отдельного разговора. Самое важное, чтобы родители научились принимать в ребенке личность, слышать его и слушать. Бывает так, что, идя из школы или садика и без умолку, рассказывая какие-то истории сегодняшнего дня, ребенок с удивлением обнаруживает, что папа или мама уже говорят по телефону, либо с досадой произносят: «Ну, помолчи уже! Совсем рот не закрывается у тебя!». Для родителя, возможно, это просто привычные фразы, которые уже даже не наполнены эмоциональным смыслом. Ребенок же чувствует себя в данный момент ненужным, неинтересным, обиженным. Он замолкает, либо с удвоенной силой начинает тараторить, привлекая к своим таким детским, но таким серьезным проблемам, еще больше родительского внимания, получая еще большую дозу раздражения. Возможно, потом он скопирует подобную манеру поведения и стиль отношений, и будет обращаться таким же образом не только с родителями, но и со своими детьми.

Учитесь уважать своего ребенка! Учите его уважать Вас! Не говорите при ребенке таких вещей, за которые потом будет стыдно. В ситуациях, когда молодая мама истошно кричит на спутницу в автобусе, которая случайно ее задела, на продавца в магазине, который дал не удовлетворивший ее товар и тому подобных, ребенок будет испытывать много негативных чувств от обиды и злости до стыда. Старайтесь, прежде всего, к самим себе относиться с уважением и достоинством, тогда и малыш будет учиться тому же. Собственным примером показывайте ребенку и обсуждайте варианты его возможного поведения в той или иной ситуации. Начните уважать своего ребенка, интересуйтесь его мыслями и чувствами, цените его открытость и желание делиться своими переживаниями и впечатлениями.

«Таланты маленького человечка - это зерно, из которого может вырасти диковинное растение. Поддержка, уважение и вера - это удобрения для него, критика и безразличие - это ненастье, ветер, дождь, снег. И если ветер дует слишком сильно и слишком часто, то зерно может так никогда и не взойти...»
И. Млодик «Приобщение к чуду»
 
 
©​ 2012г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить