Хотели как лучше...

Современные дети все чаще испытывают трудности в учебе и поведении. Такая сравнительно новая наука как нейропсихология, о которой сейчас много пишут и говорят, видит причины подобных трудностей в несформированности тех или иных отделов головного мозга. Единой причины, почему же у вроде бы здорового ребенка развитие становится отклоняющимся, еще никто не назвал. Из всего множества чаще всего называют такие - неблагоприятная экологическая ситуация, многочисленные стрессы, которые испытывают будущие мамы во время беременности, использование большого числа лекарственных средств, проблемные роды, неблагополучный период новорожденности (различные заболевания), травмы.

Об этом уже много писалось и говорилось, я хочу посмотреть на проблему с другой стороны. Вот с какой. Как только малыш оказывается дома, его окружают лаской и заботой (речь сейчас идет, конечно же, о благополучных семьях, где ребенок был желанным). Причем, круг заботящихся и желающих любимому чаду всех благ, часто не ограничивается только родителями, его пополняют бабушки, дедушки, тетушки и прочие. А дальше, повинуясь тем правилам игры, которые выставляет современное общество, все это многочисленное окружение начинает готовить почву для будущих проблем. Оправданием здесь служит только одно - «хотели, как лучше».
 
Сначала ребеночка вывозят на прогулку в совершенно фантастической коляске и такой же фантастической одежде. Конечно, и речи быть не может о том, чтобы дать ребеночку походить своими ножками - испачкается, штанишки порвет и т. п. Дома похожая ситуация - куплен манеж, чтобы дитё, не дай бог, не залезло куда-нибудь, не уронило что-нибудь, не навредило себе как-нибудь. А результат? Те зоны мозга, которые должны в этом возрасте активно развиваться, которые отвечают за двигательный, моторный репертуар ребенка, его умение чувствовать и управлять своим телом, его способность переключаться с одного движения на другое, сдерживаются в своем развитии. Более того, этот двигательный компонент является той базой, на которой в дальнейшем развиваются зрительная, слуховая и слухоречевая системы ребенка. Понятно, что без хорошей, крепкой базы невозможно полноценное развитие этих систем.
 
Что же дальше? А дальше - родители отправляются на поиски школ развития, которые с радостью предлагают «обучение письму, математике, чтению и английскому языку с двух лет, сидя за партами - как в школе» (а что делать - надо готовиться к поступлению в «приличную» школу). И снова ограничивается двигательная активность малыша, а энергия, так нужная для полноценного роста и развития, оттягивается на совершенно ненужное в этом возрасте складывание букв в слоги и слова, сложение и вычитание. Как результат - ребенок начинает чаще болеть, становится нервным, боязливым, а иногда и начинает отставать в росте.
Одновременно ребенку активно покупаются всевозможные развивающие компьютерные игры (куда современный человек без компьютера?). И вместо игр в кубики и всякую подобную «ерунду» двух - трехлетний человечек «полезно» проводит время за выполнением домашнего задания и развитием за компьютером. И снова - «неожиданный» результат. Чтобы познать объемность этого мира, ребенок должен активно с ним взаимодействовать - ощупывать его, действовать в нем. Если этого не происходит, развитие такого важного пространственного фактора идет с нарушением. И вот уже перед нами многочисленная группа учащихся 1,2,3 и (даже!) 4 классов, которые путают право - лево, «зеркалят» буквы и цифры, переставляют слоги и буквы местами.
 
Но, вернемся к нашему малышу, который, пройдя всевозможные подготовительные курсы, уже стал первоклассником. И тут, помня, что ездить ребеночку одному домой небезопасно, да и мал еще (а школа «приличная», поэтому не рядом с домом, а на другом конце города), родители начинают ежедневно отвозить любимое дитя в школу и обратно. Ну, а раз уж сами в школу ежедневно наведываются, то и домашнее задание сами записывают - его предусмотрительная учительница уже вывесила на дверь (стенд, окно - в каждой школе по - своему). Дома ребеночка уже ждет бабушка (тетя, няня), которая покормит, переоденет, одежду аккуратно сложит, учебники из портфеля достанет, за выполнение домашнего задания усадит, все проконтролирует, в портфель нужное положит. Что же остается самому ребенку? Только плыть, как лодочка по течению, не напрягаясь. Как известно невостребованный орган утрачивает свои функции. И если за ребенка все планировать и контролировать, то тем отделам мозга, которые отвечают за контроль и регуляцию деятельности, совершенно незачем развиваться. Родители деток, у которых оказываются несформированными именно эти отдела мозга, обычно жалуются на то, что ребенок ленится учиться; правила все знает, а ошибок допускает множество; слова не дочитывает или окончания придумывает и т. п.
 
В заключении хочется сказать еще вот о чем. К сожалению, в наше время практически полностью утрачена «дворовая» культура. Не увидишь сейчас на улицах девчонок, прыгающих в «резиночки» или «классики», почти не играют ребята в «вышибалы» и «цепи - кованные», «третий - лишний», «казаки - разбойники». Причина проста - некогда (после уроков - репетитор по английскому, математике и т. д), да и страшно одних детей во двор выпускать. И снова мы попадаем в тот же порочный круг - на те игры, которые могли бы помочь частично скорректировать те пробелы, которые образовались в ходе развития ребенка (о них было сказано выше), нет времени, потому что родители уже опять все спланировали, распределили, предписали...

 ©​ 2007г., Информационно-психологический центр «Белый слон»






  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить