Развитие мелкой моторики у малышей

Пальчики дружные, все такие нужные

Беспокойства, связанные с появлением малыша утихли. Кроха подрос, важно сидит вместе с вами за одним столом, вот-вот, и он начнет есть сам, своей ложкой, попробует создать свой первый рисунок. Как помочь малышу освоить эти на первый взгляд простые навыки? С чего начать? В чем именно может заключаться ваша помощь?

Одним из условий успешного овладения умением пользоваться ложкой, правильно держать ручку, красиво писать является соответствующий возрасту уровень развития мелкой моторики руки.
В ранние дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика), ребенок учиться переворачиваться, садиться, ползать, вставать и ходить.

Развитие способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая или мелкая моторика), происходит медленнее, т.к. в центральной нервной системе ребенка процесс развития продолжается. Именно к таким движениям относится умение пользоваться ложкой, вилкой, рисовать, писать, нанизывать бусины на нитку, вставлять нитку в иголку и пр.

Примерно в 12-15 месяцев малыш может чертить на бумаге цветными мелками, держит ложку, поднося её ко рту. Около 18-21 месяца выводит каракули и росчерки. В 21-24 месяца - нанизывает три или более бусинок. В 24 -30 месяцев - держит пальцами мелок или карандаш: большой палец - с одной стороны, остальные - с другой.

Темп созревания и развития у каждого ребенка индивидуальный, и зависит от индивидуальных особенностей малыша и социальных условий его развития. Поэтому реальный возраст освоения умения может несколько отличаться от нормативного.

Иногда, трудности освоения точных движений руки связаны с наличием повышенного или пониженного тонуса ручек, с повышенной двигательной активностью, с другими проявлениями неврологических заболеваний. Как правило, такие детки с рождения наблюдаются у невролога. Детские неврологи, помогая таким деткам, на ряду с медикаментозной программой лечения, рекомендуют расслабляющий или тонизирующий массаж тела, массаж кистей и пальчиков рук, различные виды физиолечения.

На сегодняшний день все более популярным становится раннее развитие ребенка. Специалисты, занимающиеся ранним развитием малыша (психологи, педагоги) отводят развитию мелкой моторики ведущее место, наряду с эмоциональным, двигательным развитием, гармонизацией детско-родительских отношений.

Развиваем мелкую моторику.
Сразу же после рождения кулачки малыша сжаты. Кроха держится за поднесенный к его ладошкам пальчик. Постепенно ладошки раскрываются и расслабляются. Малыш заново учиться сжимать пальчики в кулачок, брать и удерживать в руках предметы.

Процесс развития хватательных движений развивается у каждого ребенка в своем темпе, это зависит от индивидуальных особенностей крохи и от особенностей взаимодействия с окружающими его близкими людьми. Телесный контакт, положительно окрашенные отношения малыша с мамой особенно необходимые крохе в раннем возрасте, являются катализатором благоприятного развития малыша. 
Прикосновения к новорождённому ребенку стимулирует рост чувствительных нервных окончаний на теле малыша, включаясь в движение, пространственную ориентацию и сенсорное восприятие. При недостаточном телесном и эмоциональном контакте мамы (человека, который заменяет маму) с ребенком, не происходит удовлетворения основных психических потребностей малыша, что в дальнейшем может стать причиной дефицита психического и эмоционального развития, трудностей в обучении, проблем социальной адаптации.

Благотворное влияние на общее развитие малыша, на психомоторное развитие в частности, и в том числе, опосредованно, и на развитие мелкой моторики оказывают различные виды массажей. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующее воздействие на все системы и органы.

Нейропсихологи утверждают, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

Исследованиямими ученых Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук подтверждена связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики -кисти и пальцев рук.

Тренировать пальчики ребенка можно уже с 6-ти месячного возраста. Главное, что бы упражнения и игры соответствовали возрасту ребенка, были приятны для него, в противном случае малыш потеряет интерес к таким занятиям и может отказаться от них. Будьте внимательны и деликатны, занимаясь с малышом.
Простейшее упражнение - массаж. Осторожно поглаживайте пальчики рук от кончика пальчика к запястью.

Эффективным является и более сложное упражнение: брать каждый пальчик малыша отдельно, сгибать и разгибать его. Ещё раз, убеждаясь в мудрости опыта наших предков, вспомните известные народные потешки, передаваемые из поколения в поколение: «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки», «Мальчик-с-пальчик» и т.д. Эти незамысловатые игры, доставляющие огромное удовольствие маленькому ребенку, появились задолго до открытия учеными взаимосвязи между развитием руки и речевым и интеллектуальным развитием.

С десяти месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие.

Занятия с пластилином или глиной, отщипывание клочков бумаги и создание аппликации, нанизывание бусинок на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, различные пальчиковые игры, сопровождающиеся интересными стишками, все эти игры, упражнения и творческие занятия укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев.

На сегодняшний день много разнообразных упражнения и игр, развивающих мелкую моторику. Выберете для своего ребенка то, что ему по душе, то, что больше нравиться и пока чуть лучше получается. Главное, чтобы упражнение малыш выполнял с удовольствием. Поиграйте вместе, это доставит радость вам обоим.

Где моя большая ложка.
В возрасте от 6-9 месяцев ребенок берет приглянувшуюся ему игрушку, рассматривает и ощупывает её, перекладывает из руки в руку, тянет в рот. Примерно в этом же возрасте малыш пробует садится, может некоторое время сидеть на специальном детском стульчике. И именно в этом возрасте в рацион малыша мама начинает добавлять овощное и фруктовое пюре и другие, новые для малыша, продукты, которые можно есть с помощью ложки. Самое удачное время познакомиться с ложкой. Каждый раз, давая ребенку ложку, подавайте её четко по середине, чтобы малыш сам выбрал какой рукой, правой или левой, взять интересующий его предмет. В этом возрасте трудно определить, кто ваш малыш ваш, правша или левша.

Пусть кроха играет с ложкой только тогда, когда вы сами кормите его с ложечки. Поощряйте попытки малыша пробовать кушать, с помощью ложки, самостоятельно. Сначала, все может получаться, на ваш взгляд, не правильно. Запаситесь, терпением, салфетками и слюнявчиками, подсказывайте и показывайте крохе, как удобней кушать с помощь ложки. Не торопите события. Радуйтесь его маленьким удачам, не забывайте поддерживать и хвалить малыша. Хорошо если семья кушает вместе. Малыш будет не только играть с ложкой, пробовать использовать её по назначению, но и будет видеть как это делают его близкие. Семейные трапезы со временем могут стать приятным семейным событием, объединяющим и укрепляющим семью.

Учимся держать ручку.
Начнем с интересного. Порисуем. Рисование увлекательное и не простое занятие, кроме того, не всегда понятное малышу. Начните рисовать сначала сами, попробуйте заинтересовать кроху. Нарисовав что-нибудь, поищите это в реальном мире. Попробуйте угадывать, что нарисовано.

Пусть карандаши или мелки и листы бумаги будут находиться в доступном для малыша месте, и когда появится желание, он начнет рисовать. Относитесь серьезно к его работам, расспросите, что изобразил кроха, порадуйтесь его творческим успехам, похвалите малыша за интересный рисунок. То, как воспринимает мир малыш, то, как он изображает его на листе бумаги, не всегда понятно нам взрослым, поэтому не торопитесь критиковать ребенка за неправильную, на ваш взгляд, форму и цвет. Чрезмерная критика может отбить охоту к рисованию и вселить неуверенность в свои силы.

Не все малыши любят рисовать, не настаивайте. Кто-то предпочитает заниматься творчеством, создавая картины и поделки из пластилина, делая аппликации, мастеря что-то из досок, ловко орудуя папиным молотком, собирая красивые бусы. Все эти интересные дела способствуют развитию моторики руки, следовательно, и готовят руку к письму.

В старшем дошкольном возрасте дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры и как взрослые выписывают квитанции, рецепты, заполняют карточки, выписывают справки и п.т. И пусть пока буквенные строчки заменяет волнистая линия, это тоже тренировка для руки. Подскажите ребенку, как взрослые держат ручку, и малыш будет стараться полностью быть похожим на взрослого.

В старшем дошкольном возрасте можно предложить малышу раскрашивать и обводить рисунки в детских раскрасках. Самое главное, чтобы это занятие нравилось ребенку.

Занимаясь с ребенком, развивая мелкую моторику, осваивая умение владеть ложкой или ручкой, будьте доброжелательны, не давите на малыша, не ругайте за неудачи и не торопитесь, пусть занятия будут для вас обоих интересным делом. Пусть результаты проявятся не сразу, и может быть, будут не очень ощутимыми первое время. Самое главное, малышу будет приятно играть и заниматься с вами, вы сохраните теплые отношения, а именно они являются необходимым условием успешного развития ребенка.

©​ 2009г., Информационно-психологический центр «Белый слон»






  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить