Мы едем на пикник...

- В выходные поедем все вместе на пикник? - спрашивает мама.
- Да, ура! Конечно же, быстрей бы наступили выходные! - кричит в ответ ребенок.


В чем причина радости ребенка, в чем польза пребывания на природе всей семьей?
Не секрет, нахождение на природе полезно для здоровья, особенно жителям мегаполисов, которые практически лишены солнца, свежего чистого воздуха, движения и общения с природой. А какая польза ребенку от общения с природой!? Нахождение на природе - это расширение кругозора ребенка. Где в городе можно увидеть радугу и дождь одновременно, великолепие заката и восхода, встретить ящерицу, белку, дятла, понаблюдать за плескающейся рыбой, за «работой» бобров, «танцующими» деревьями? Каждая поездка за город приносит не только яркие эмоции от встречи с животным и растительным миром, но и новые знания о живой и неживой природе.

А еще пикник - это возможность играть, играть в подвижные игры (укрепляя мускулатуру и здоровье), играть с мамой, играть с папой, играть всей семьей, тем самым строя доверительные крепкие отношения.

Почему важно ребенку играть?
Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, это деятельность, на первый взгляд бесполезная, но вместе с тем необходимая. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Именно игра учит дружить, помогать друг другу, решать конфликты. Именно подвижные игры помогают детям развивать умение двигаться, то есть моторную сферу; помогают взаимодействовать с внешним миром, учат слышать, усваивать и выполнять правила. А умение четко следовать инструкции важно при изучении любого предмета в школе, а потом и профессиональной трудовой деятельности.
Основное различие между игровой деятельностью и трудовой заключается в общем отношении к своей деятельности. Врач, занятый своим трудом, лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные или служебные обязанности; ребенок, играя во врача, «лечит» окружающих только потому, что это его привлекает. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни. Но именно игра и подготавливает ребенка к взрослой жизни.
Поэтому, необходимо как можно чаще находить время и учить играть своего ребенка (тем более, современные дети не умеют играть, не знают, как себя занимать кроме телевизора и компьютера), развивая его и формируя его будущую деятельность. И неважно во что играть, главное - это общее настроение играющих и совместная деятельность. Можно играть в подвижные игры (разновидности ляпок, ляпок-выручалок и вышибал), создавать творческие «шедевры» (песочные замки, картины из листьев и камней, бусы из «лесного мусора»), проводить мозговые гимнастики (например, cъедобное-несъедобное, города, «назови все предметы на букву «А» и т.д.), а можно играть в детско-родительские игры, направленные на развитие доверия друг к другу и взаимопонимание. Приведем примеры некоторых таких игр.

«Слепой и поводырь» («Путь доверия»). В игре два играющих: один - «слепой» (играющий с закрытыми глазами), второй - «поводырь». Поводырь должен провести «слепого» по выбранному маршруту (между деревьями, по доскам, под веревками) и привести к назначенному месту, где что-либо предварительно зарыто. Время от времени поводырь может делать паузы, чтобы «слепой» смог потрогать и угадать окружающие его предметы. Ролями можно меняться, очень полезно для детско-родительских отношений, когда ребенок в роли «поводыря» и берет на себя ответственность за взрослого. Это классическая детско-родительская игра, она укрепляет доверие, развивает ответственность за другого человека, а также в некоторых вариантах развивает любознательность и тактильное восприятие.
«Повтори узор». Для игры необходимо одинаковое количество палочек, камешек или просто спичек от 8 - 12 штук. Один играющий (например, родитель) из этого материала создает узор. Второй играющий, не видя созданный первым играющим рисунок (можно между играющими поставить дощечку, журнал), должен его повторить. Для этого ему нужно внимательно слушать инструкции объясняющего и четко выполнять, что он говорит. После объяснения узоры можно сравнить, насколько они похожи, то есть насколько играющие друг друга поняли. В эту игру можно играть постоянно, меняя материал и его количество. Многие родители отмечают, что после подобной тренировки, становиться намного легче объяснять ребенку то, что от него нужно в бытовых вопросах. Это игра направлена на развитие взаимопонимания родителя и ребенка и поможет научить говорить на доступном и понятном языке для обоих.

«Слепой полет». Один играющий - маленький Самолет (играющему нужно закрыть глаза), который должен приземлиться на неосвещенном аэродроме. Его партнер - Авиадиспетчер, он может руководить самолетом только при помощи слов. Необходимо разметить «посадочную полосу» (например, шириной 1 метр, длиной 6 метров) и место приземления. После каждого полета можно меняться ролями. В этой игре родители и дети учатся взаимодействовать в тесном контакте друг с другом, четко давать указания и понимать их, развивать доверие и проявлять бережное отношение к партнеру. Вариантом это игры может быть игра «Роботы», где тоже есть один игрок («робот»), который не может двигаться без указаний своего руководителя («создатель»). «Создатель» тоже руководит только при помощи слов. Задача играющих собрать на отмеченной площади все разбросанные заранее предметы (игрушки, предметы одежды и т.д.).

«Монстры». Это подвижная игра, в которую могут играть большое количество человек. Детско-родительская пара (мама+ребенок или ребенок +папа) с закрытыми глазами и сцепленными руками превращаются в голодного «монстра», который охотится за людьми (остальные играющие). «Монстру» необходимо поймать себе «завтрак» (один пойманный человек), «обед» и «ужин». Эта игра полезна тем, что поможет научить договариваться и взаимодействовать друг с другом, а также позволит удовлетворить потребность в телесном контакте, который очень важен с детьми и которого всегда не хватает.

«Статуя». В этой игре работают по трое. Двое их них - «Скульпторы», а третий - «кусок глины», из которого будет сделана Статуя. Для того чтобы получилось настоящее «произведение искусства», необходимо полное взаимопонимание и сотворчество играющих. «Глина» ложится на пол и закрывает глаза. Задача скульпторов - перед работой «размять» глину, сделать ее мягкой и податливой, после чего придать ей форму (поза, выражение лица). Детям чаще хочется быть глиной, особенно когда его гладят, массажируют, немного щепают и щекочут. Это игра направлена на установление эмоционального и телесного контакта между родителями и ребенком.

Не бойтесь и не стесняйтесь играть со своими детьми, и они ответят вам любовью и пониманием!
 
©​ 2008г., Информационно-психологический центр «Белый слон»





  • У вас есть вопрос, пожелания или предложение?
    Напишите нам
Отправить